АПОКАЛИПСИС РУЧЬЯ ВЕРХНЕГО 2007 - если какая-нибудь картинка не загрузилась, щелкните правой кнопкой мышки на ней и выберите в менюшке "показать рисунок".
- чтобы прочитать комментарий к картинке - наведите на нее курсор.
- рекламу можно отключить маленькой незаметной серой кнопочкой слева на ней самой, меня она раздражает не меньше вас :)

АПОКАЛИПСИС РУЧЬЯ ВЕРХНЕГО

закрытие глыжного сезона 2007

Центральный Сахалин
Восточно-Сахалинские горы
30 июня - 2 июля 2007 г.

День НОЛЬ - 29 июня

Фактор неизвестности интересная штука. Когда мы брали билеты, собирались и садились в поезд 29 июня, для того чтого отправиться в поход на Лопатина, ощущения были совершенно иными, что в 2006 году . Тогда было в целом как-то нервно и тревожно, совершенно не понятно чего ожидать. А в этот раз было все ординарно, собирался – словно на пик Чехова, спокойно и без лишней суеты и задних мыслей. Покидал вещи в рюкзак и был практически готов за полтора часа. Правда, как и в апреле, прямо перед поездкой начали беспокоить зубы, но на этот раз я не поддался провокации, и организм, поняв, тщетность попытки меня остановить болеть перестал.

Вообще, эта поездка изначально планировалась на июньские праздники, но общаясь с Андреем, стало ясно что горная вода в Тыми не позволит добраться до горы, и поэтому решили поездку перенести, ориентируясь на погоду. Перенесли вылазку еще один раз, из-за циклона, который ограничил видимость 150 м, и не зря. В отличии от прошлого года, погода «звенела» все три дня и удалось выплонить все поставленные цели. Но обо всем по порядку.

Итак, поход планировался на 3 дня, по стандартному маршруту c юга. Заброска на авто по чамгинскому тракту насколько возможно в верховья Тыми, далее от разрушенного тымовского моста по старой лесовозной дороге ок. 10 км, и еще ок. 5 «по кустам» до подножья горы. Во второй день планировалось радиальное восхождение, и возвращение к автотранспорту, и при удачном стечении обстоятельств посадка на вечерний поезд в Южно-Сахалинск. Сей план был выполнен в точности.

День ОДИН - 30 июня

В 4:20, из «медленного» поезда из Южного на станции с многозначным названием Палево вылезли три совершенно разномастные личности: Владмир Егорович, Толь Толич и Григорий (я - HigherG), все объедененные целью побывать на горе. Владимир Егорович, лавинщик по профессии был полон желания ознакомится с лавинной обстановкой в районе Лопатина, Толь-толич, по совместительству мой отец, мечтал о восхождении на Лопатина аж с 1981 года, ну а вашему покороному слуге нетерпелось а) спуститься с горы на лыжах б) посмотреть и пофотографировать окресности без противного туман, который скрыл все во время прошлогоднего восхождения.

Вышли, и буквально говоря «в зобу дыхание сперло», настолько свежим показался воздух. Буквально через несколько минут появлися Андрей, и загрузив все пожитки в ветеран-жигуленок, мы отправились на встречу с другими членами похода. Забавно было наблюдать, мой рюкзак, который еле-еле вместился в багажник жигуленка. Через 20 минут к группе добавилось еще 5 человек, Наташа – супруга Андрея, и его старшая дочь Настя, его коллега Ольга, а также Алексей и Сергей, которых из-за того что они появились одновременно, мы с отцом потом постоянно путали.

Ок. 6:00 в путь выдвинулись аж 3 машины, и в течении часа мы добрались до поворота в сторону Лопатина. Я с содроганием вспоминал, как год назад мы проходили этот участок пешком, просто нудная бесконечная дорога, глазу не за что зацепиться. Надо сказать, что без задержки не обошлось, и у одного автомобиля пробило колесо, и пришлось слегка его подождать, а другой автомобиль отпустить. Наконец, уже два экипажа выдвинулись в сторону разрушенного моста, и прибыли туда. От моста пешком шлось очень даже ритмично, хотя к этому времени появилось всякое комарье, а также начали по-тихоньку снимать клещей, хотя было относительно прохладно. Прошли без особых сложностей большой брод – вот когда я вспомнил наш прошлогодний Итурупский поход, который подсказал оптимальную формулу передвижения по нашей местности – болотники плюс кроссовки. Перед бродом я поменял кроссовки на болотники, и шел в них до самого подножья, не особо заморачиваясь прижимами и болотистыми низинами.

Проскочив ок. 1.5 км за бродом, по «аллее Борнео», выяснилось, что годом раньше мы слегка ошиблись, шли руслом реки, а можно было бы идти ок. 500 метров по уже очень сильно заросшей дороге до общепринятого места привала, где мы и остановились в районе 11:30. Короткий завтрак, слегка пополнили силы, и выдвинулись вперед... Дальше, все как в прошлый раз за исключением того, что было много красивше, голубое небо, и безграничная тайга вокруг. Сразу же наткнулись на первый снег, что придало мне оптимизма относительно «лыжепрегодности» мероприятия. «Снег все же будет!» подумал и в очередной подтянул лямки моего 115 литрового рюкзака отягощенного парой скитуровских ботов и блейдов.

И снег был! Пошли боковые кулуары, в которых не растаяли ошметки лавин, и вот, свершилось, в районе черемшового поля начала казать себя сама Вершина. Правда сначала то что было видно, особо убедительным не казалось. Какие-то отдельные островки, совсем не напоминающие прошлогодние «шоссе», но тем не менее, когда через некоторое время открылся кулуар Верхнего ручья – опасения полностью рассеялись. Снега там было хорошо.

Довольно-таки быстро, к 16:00 мы пришли на нашу старую стоянку, где стояли в прошлом году и разбили лагерь. Вечер, прошел по туристически размерено – замечательный ужин приготовленный дамами и маленький концерт авторской песни, и если бы только не атака крылатых муравьев, которые уж очень больно кусали, условия можно было бы назвать вполне курортными.

День ДВА - 1 июля

Настоящий ранний туристический подъем – в 6 утра, выйти на маршрут по-раньше, собственно так и получилось. Еще не было 8, мы уже выдвинулись… Начали по пойме, по кустам, но потом быстро ушли в лесок на склоне слева – здесь совершенно нет кислицы и прочей высоченной растительности, так идем по папоротникам по-колено. Практически сразу мы в пойме Верхнего. Теперь задача, найти его левый приток (если смотреть вниз по течению) (тот что падает прямо из кулуара, который хорошо просматривается из долины). Вариант подъема по этому кулуару самый оптимальный – в любое время года – во первых это самый короткий и прямой путь и на хребет, откуда до вершины рукой подать… во-вторых сильно выбит лавинами, и практически нет никакой растительности, что также помогает идти, да и ручей сам слабенький, поэтому нет никакой сложности по нему подниматься. Именно здесь мы спускались в прошлом году.

Попадаются первые лавины и препядствия. Чуствуется мощь этих лавин – видно что они перегораживают 100 м распадок полностью, причем лавины – не с лопатинского массива, а хребта напротив. Пока что мы с правой стороны Верхнего, но как только мы находим место слияния с безымянным ручьем из кулуара – переходим и начинаем путь по кулуару наверх. В этом году снег сошел давно, и поэтому некоторое время бредем по кулуару заполненому лавинным мусором, бревнами и т.д., в связи с чем постоянно переходим ручей. Двигаемся разрознено, члены группы разбились на пары-тройки, которые постоянно меняют свое положение относительно друг-друга. Боковые лавинчики еще не расстаяли, и очень быстро мы подходим к основному телу снежника. Отсюда еще 600 вертикальных метров, но по снегу обычно идется без особых проблем. Привал, я рассматриваю кулуар перед нами, и неожиданно вижу… нет, сначала не верится, достаю бинокль – ну точно – медведь, где-то в 300 метрах перед нами.

В результате держим совет, что делать дальше. Идти назад – потеря времени будет очень большой, с другой стороны и вперед боязливо. Но как говорится «на медведя я друзья…», а таких друзей нас 9 человек, вообщем решаем идти дальше. Как только медведь оказывается в прямой видимости (до этого он был за поворотом), мы толпой устриваем страшный шум… Медведь вроде нас замечает, но по всей видимости мы на таком расстояние ничего не значим, он просто продолжает путь наверх, время от времени ложась остудиться на снег.

Мы продолжаем путь, строем, в буквальном смысле этого слова. Дело в том, что кулуар уже стал довольно-таки крутым, и приходится идти зигзагами, выбивая некоторое подобие ступеней. Всем за исключением меня, т.к. я иду в скитуровских ботинках. Доходим до эдакой вилки, и идем налево – медведь уже пропал из виду, и мы делаем привал на камнях. Долгая дискуссия по поводу угла склона, мне как лыжнику видно, что в районе 30-35 градусов, народ считает что тут практически 50-ка… В конечном итоге каждый остается при своем и мы продолжаем подъем. Еще, Андрей, на правах лидера группы, предлагает нанести «новое на карту», и предлагает назвать ручей в честь Ольги. Все принимают это решение, отныне левый приток р. Верхнего мы называем "Ольгин ключ". Вид с этой точки обалденный, особенно учитывая, что видимость идеальная – вдалеке видно Граничную, Гуран, Громова, Балаган – все выдающиеся вершины набильского хребта.