если какая(ие)-то картинка(и) не загрузилась(ились)... щелкните правой кнопкой мышки на ней и выберите в менюшке "показать рисунок".
чтобы прочитать комментарий к картинке - наведите на нее курсор .

ВЫЛАЗКА 1-1-Ч-Ш-5, ИЛИ ЗАКРЫТИЕ СКИ-ТУР СЕЗОНА 2007-2008
С ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ, часть 2

21 апреля 2008 г.

Встали рано и вышли около 7:30 утра. Наста практически нет, ночью если был 0, то хорошо, поэтому местами проваливаемся. Сначала идем по внушительным козырькам на юго-восток, до точки начала Овеньского хребта. Здесь как бы верховье трех рек, Тыми, Чамгу и Овеня. Растянулись мы кстати, не слабо. Володя – вообще молодец, практически повсеместно идет на лыжах и скорость у него лучше нашей. Наш путь на северовосток, по очередному хребту, с юга от нас верховья Овеня. Туда и сваливаемся, когда хребет достигает своей нижней точки, и кстати, перепад с хребтом здесь от силы метров 100 м, и по Овеню идется гораздо проще - здесь все забито снегом и нет кустов, да и падать некуда. Существует конечно опастность что откуда-то сверху что-нибудь прилетит, но до 11 утра ситуация должна быть более-менее стабильной.

Через километр движения разделяемся, четверо южно-сахалинцев отправляются наверх по борту кулуара, в то время как братья Теровы идут по распадку - в самое верховье Овеня. В конечном итоге получается примерно одинаково. По дороге мы устраиваем легкий перекус, и сразу после очередной вершины группа объединяется. Очень хорошо просматриваются верховья Овня, снега здесь немеряно, даже не смотря на исключительно малоснежный год. Становится понятно почему относительно короткий Овень такой полноводный, даже в самый разгар лета.

Во время обеда народ устраивает сессию йоги, затем выдвигаемся. Здесь на хребтах очень сильно сказывается различия в оборудовании. В то время как нам на скитурах идти по мокрому снегу очень даже ничего, не особо липнет и не проваливаемся, ребятам на тонких лыжах сложнее. Вообще, Теровы идут пешком максимально, ски-турщики, максимально выбирают «лыжные участки», Пастор с Ольгой где-то по-середине.

Проходим вершину 1338 с треногой, дальше на юг по хребтам. Очень живописный вид на юго-восточную часть Набильского хребта. Засчет максимального использования лыж идем с Володей в авангарде. Под вершиной останавливаемся и дожидаемся Ольгу с Пастором, ребята же где-то отстали, но идут по проталинам, их видно где-то в 2 км позади. Вдруг, на переднем плане из-за отрога показывается морда. Сначала она одна, фотаем, олень разведчик появился и смотрит вперед. Через 10 минут – видим на подходе целое стадо, 9 голов. Сейчас они пройдут рядом. Достаем фотокамеры, сидим не шевелясь, и олени дарят нам великолепную фотосессию, после чего сваливают по кулуарам уже в верховья Овеня. К нашему изумлению через 10 минут появляются в километре впереди от нас, как ни в чем ни бывало продолжают путь по хребту. Ну и скорость.

Продолжаем идти по исключительно живописному хребту, местами оттаявший стланик и скалы придают ему очень пестрый вид. Вот уже и гора Верблюд (1172 м) на подходе, на самом если смотреть с севера четко просматриваются два горба и голова, смотрящая на восток. А еще вдалеке просматривается огромная поваленая тренога, явно нестандартная метров так 8 высотой. Какой у нее был практический смысл не ясно.

На Верблюде принято решение идти вниз – в принципе наличие деревьев и «несолнечная» ориентация кулуара, по которому решили спускаться немного успокаивает. Тем не менее, спуск сначала очень крутой, 40 градусов, да еще и в паре мест практически по гольному льду – неприятно, я поленился достать кошки, хотя народ вообще идет в резиновых сапогах. В конечном итоге проскакиваем крутяки и выходим в основной кулуар. Лавинные конусы здесь по-всему протяжению, не самые большие, но чрезвычайно частые и мешающие передвижению. И все же скитурах мы быстро вырываемся вперед, дальше, где кулуар фактически выполаживается, но местами то расширяется, то сужается. Очень места примечательные.

Наконец, проскочив явный непропуск, в котором речка уже успела вскрыться и небольшой лесок мы стоим на дороге. Теперь еще где-то 6 км до нашего убежища, светлого времени доложно хватить. Набираем воду из ручья, и отправляемся наверх. Растянулись мы хорошо, на пару километров. Я безнадежно отстал, только временами впереди замечаю Егорыча, который описывает каждый конкретный конус. А их становится все больше и больше.

Уже на взлетке – снега кстати не так много, по краю дороги можно даже идти, но лавины конечно были, это видно. В один момент прямо за мной осыпается кубик или два сыпухи – чем выше тем грязнее снег. На снежниковом языке вообще, чуть ли не сели сходят, несколько старых, а в одном месте исключительно свежая лавина мокрого снега вперемешку с грязью. Акуратно проходим эти места, и вот мы уже на финишной прямой. Мы - это на самом деле я, ибо отстал я капитально. Вижу что следы от лыж (лыжней это уже не назовешь) уходит напрямую наверх не заходя в перевальный «коридор», который вроде оттаял. Думаю, что может быть проще снять лыжи и идти пешком? Нефига, наступил, и провалился по голени в грязь, вот черт, зимний поход. Вообщем дочавкал до кромки, и полез в домик по более твердому борту коридора.

На часах ок. 20:30, в принципе уже темнеть начинает. Хотя домик консервировали на зиму, по-всей видимости через пару недель как уехали лавинщики, какие-то чудаки на букву М, взломали дверь. Взломали, и просто приставили - естественно она упала во-внутрь во время метелей и все сени занесены снегом со льдом. Кстати, взломщики оставили записку из серии «Извините мы застряли тут у вас, дверь вам сломали, так получилось, но вообще у вас классно!». Чуствуется что народ залетный, из серии тех кто только потребляет и ломает особо не думая – ломать это вам не думать головой. Да и в конечном итоге, посадить дверь обратно на петли тоже не сложно было, учитывая что они «застряли». Неприятно короче.

Но это ощущение быстро прошло, после того как в печке зашкворчали угли, и мы устраиваем праздничный ужин при свечах. У всех чуствуется усталость, все-таки прошли мы более 20 км, с перепадом около километра. Засыпается быстро и очень крепко.

22 апреля 2008 г.

С утра туман, температура +3, оттепель продолжается, хотя имеется изморозь. Проснулись не рано, и чуствуется некоторая расслабленность. Все-таки нужна дневка, и к этому совместно приходим около полудня, а в сторону Ясного отправимся на следующий день. Но даже дневка в нашем исполнении должна быть «спортивной». Все за исключением Володи, отправляемся налегке посмотреть на сказочный город.

До р. Базового можно сказать пролетаем, особенно я на ски-турах. Дальше по Базовому наверх. Проходим мимо кулуара который мы с Шурой в прошлом году приняли за подъем к Сказочному городу и знатно заблудились. Наш поворот чуть дальше – распадок как обычно сужается, и повсюду вездесущие конусы. Южный отрог Граничной и Северный Гуран подкидывают сюда совсем немало снега. Ок. 1.5-2 км, и мы пришли, пора снимать лыжи. Выставляем их занятной надписью «5X», и по заросшему березками некрутому кулуару, в каких-то 100-150 метров подъема, выползаем на хребет. Здесь хорошо все оттаяло, на юг видно Северный Гуран, Балаган и г. Братья, ну а прямо на север – Сказочный город.

Словами это место не описать, мы-туристы щелкаем затворами фотоаппаратов, братья Теровы на правах хозяев осматривают все вокруг, и исчезают где-то в стланике. Для них это место из тех, куда приходишь многие годы, и с которым связаны какие-то особые воспоминания.

Раскладываем костер и устраиваем эразац перекус, поджарив колбаски. Пастор и Андрей исчезают куда-то, мы втроем прячемся от ветра, и наслаждаемся окружающей нас тишиной и красотой. Где-то через час готовы идти вниз, появляются Пастор и Андрей. Чуствуется, что резко холодает, градусник мой показывет -3, это значит на спуске будет весело.

Быстро доходим донизу, так оно и есть – снег схватило настом. Для меня это даже здорово, а вот для простолыжников не очень. Вообщем, с переменным успехом и уровнем уверенности спускаемся вниз. Хотя то, как бесстрашно простолыжники катятся по ледяной корке меня поражает, они даже ухитряются выпрыгивать из канав и через конусы.

Наверх я иду на камусе, и хотя, задержался на старте, к концу подъема всю группу догоняю. На перевал опускается густой туман, и температура уже -5. Пока мы ходили, Володя совершил капитальную приборку, и настроение у него хорошее. Очередной расширеный ужин – печка позволяет многое, по-совместительству омечаем день рождения Ильича. Все, спать, прошли за день 16 км, с перепадом 900 м, но без рюкзаков практически не заметили. Завтра вниз, и возможно на Громова.