Если какая-нибудь картинка не загрузилась, щелкните правой кнопкой мышки на ней и выберите в менюшке "показать рисунок".
чтобы прочитать комментарий к картинке - наведите на нее курсор.

КИЛОМЕТРЫ ТЕРПЕНИЯ

Дневник похода на байдарках вокруг полуострова Терпения,
восточная оконечность о-ва Сахалин, 7-19.08.2009, часть 2

«Ну и какой умник составлял эту раскладку...»»
День 6, 12 августа 2009 г.

Моря с утра казалось гладким. Был относительно частый 1-1.5 метровый накат, но ни следа вчерашних барашков. Собрались рано, и вышли в нереальные для нас 11 часов. Причем в этот раз мне удалось выскочить с экипажами авангарда, но когда они отправились в путь, я сразу почуствовал, что держаться за ними для меня нереально. Забавно стартовало «Копье» – во время первого выхода Пастор не успел запрыгнуть и остался на берегу. В конечном итоге вышли все и Емич с Пастором стали отрываться от нас с Данилой и Настей.

На воде выяснилось что ветер-то как раз есть, и что он дует ровно в морду, и из-за этого нас сильно парусит - потеряли в скорости 1-1.5 км. Через несколько километров, недалеко от южной оконечности перешейка у мыса Братковского у Емича также раскрутился руль, и пришлось нам выскакивать на берег – им ремонтироваться, а мне потому что у меня был соответсвующий инструмент, которые я запрятал очень далеко. Высадка в 1.5 метровой накат была интересной – помня вчерашний позорный киль, я изменил стратегию, руль, снял и закрепил все то, что могло слететь, и начал грести вперед. И что же, волны попыталась проделать тот самый трюк что и за день до этого, но на этот раз я сумел отиграть все засчет балансирования бедрами, и успешно выскочил на берег.

Отдав инструмент, отправился сразу обратно – догонять Данилу, но в процессе оставался примерно по середине между экипажами выступая в роли ретранслятора. Ждали долго, потому что Емич с Ли все-таки кильнулись и по радио прилетела информация что народ стал замерзать, и что на мысах волны уже увеличились до 2 метров, а ветер в морду до 10 м/c, поэтому все стали усиленно грести. Кстати, в моих глазах, сухарь за эти два дня реабилитровал первые два дня и информация о том, что «все мерзнут», как-то не регистрировалась в моей голове. Порывы ветра хоть и толкали назад, мной воспринимались позитивно - скорее в качестве охлаждающего эффекта.

За мысом Братковского – мыс Святой, названый из-за красивейшего кекура-одиночки, который кстати закрывает мыс от волн, и возле берега совсем тихо. Недолго, дальше – снова волны, снова ветер, вдоль берегов сплошные рифы, что в одном месте нам пришлось выходить далеко между ними, хотя как выяснилось потом – авангард не стал этого делать

Наконец, за мысом Буденовским – видим, что народ высадился в одном из распадков, но на вид все вокруг бурлит и кипит на рифах. На вопросительную реплику относительно как там чалится, Костик невозмутимо ответил, «Иди, давай чалься, вода как зеркало тут»... С нашей точки зрения прибой ну никак не тянул на зеркало, но выйдя на траверз распадка, на самом деле было видно прореху в рифах, куда мы все относительно без происшествий и зашли.

Место оказалось с водой и дровами, и хоть вода была жесточайше торфяного цвета, пить ее конечно же можно. После некоторого обсуждения, прикинув все расклады, и в особенности тот факт, что Костику зело хотелось в баню, а также что очень может быть завтра будет шторм, решили вставать на ночлег. Лагерь и баню обустраивали все вместе и поодельности, кто что. Правда нормальных камней в этом месте было немного, пришлось довольствоваться тем что было. Весь берег – усыпан всякой всячиной, причем мусора немного, зато куча останков крабов и капусты, крабы тут вообще гиганты, но вот добраться до них нет никакой возможности. Еще на этом побережье обнаружилось ненормальное количество бейсбольных мячиков (2), что вызвало версию, что где-то в море японцы тайно затопили контейнер с этим спортинветарем, а также вызвало желание попробовать сыграть в лапту. Естественно, правила никто не вспомнил, и дальше предложения и двух ударов по мячику палкой игра не пошла.

Затем была баня, стандартная классная походная баня. Хотя было нестандартное решение - использовали Данилин каяк в качестве емкости для воды, которую натаскали из ручья – чтобы обливаться. А вот во время готовки ужина стало выясняться, что то ли много продуктов мы расходуем, то ли раскладка какая-то не такая, то ли что-то пропало, в общем назревает продовольственный кризис, и что основным продуктом питания в ближайший момент и до конца похода могут стать макароны. Т.к. было темно, решили чуть позже провести ревизию продуктов, дабы выяснить реальную ситуацию.

Весь вечер Ем играл на шарманке, вернее крутил свой самозарядный MP3 плейер, при этом ухитряясь быть похожим на арабского шейха. Но баня подсадила всех однозначно, и в отличие от предыдущих ночей мы отправились спать очень рано. Итак за день пройдено 18.9 км, температура не превышала +17 градусов, и волна была довольно-таки серьезная.

«Да там за одни билеты – 40 тысяч...»
День седьмой, 13 августа 2009 г.

Ночью приходил медведь. Вернее, он подошел к лагерю со стороны бани, но так как там повсюду были разбросаны угли когда разгребали костер, идти дальше, по всей видимости, он не решился. Ну а утром мы обнаружили его следы.

Вообще, день был знаменателен в первую очередь тем, что это День рождения Пастора. Но мы коллективно притворились, что забыли, т.к. вечером договорились устроить ему сюрприз. Прогноз сбылся частично, шторма особого не было, но ночью прошел дождь, несказанно обрадовав народ, пооставлявший свою одежку на улице. Временами притаскивало противный, всепроникающий туман, поэтому собирались относительно оперативно и стартанули все вместе.

Сначала начали растягиваться, потом возникли проблемы у экипажа «Галатеи» – порвалось рулевое. Некоторое время они шли без руля, потом мы попытались сцепить 4 лодки и починиться в море, но на волне под 2 метра, это решение было малоэффективным. «Галатея» направилась к берегу, 3 экипажа отправились вперед, а мы с Данилой остались ждать ремонтирующихся.

Они сделали это довольно-таки быстро, и также быстро ушли вперед от нас. Волна увеличилась до 2.5 метров в классическую океаническую зыбь, было туманно, но особых проблем нам это не доставляло. Дойдя до м. Поворотного, нам сообщили по радио, что все высадились поразмяться, да посмотреть на выброшеную секцию гигантского плашкоута, на котором кстати отметились наши знакомые джиперы. Народ уже собираюлся на выход, поэтому мы решили мыс просто обойти без высадки.

Мыс Поворотный не зря так называется. Здесь полуостров резко поворачивает на юг, и преобладающая юго-восточная волна бьет прямехонько в каскад рифовых полок на юго-востоке мыса. В результате волна здесь уже не 2, а местами все 3 метра, ломается на рифах, и место для выхода это довольно таки сложное. Из-за этого выход наших экипажей из-за рифов смотрелся по-меньшей мере героически. Больше всего потрепало экипаж «Копья», который взял ломающегося 2.5 м барана прямо в лоб, причем два раза подряд. Но все выскочили за мыс, и на глубине 3 метровая зыбь стала вызывать скорее позитивные ощущения детского лунапарка, чем какой-то страшный адреналиновый всплеск экстремального райда.

Курс взяли прямо на мыс Давыдова, который временами виднелся вдали, к берегу жаться не стали. Видимость правда портилась еще больше, и прямо по середине бухты хлынул настоящий ливень. В таком мы никогда не гребли, видимость пропала полностью, только немного берег на траверзе которого мы шли. Ощущения от дождя самые интересные... вернее меня в сухом костюме он скорее забавлял, а вот народ стал закутываться в куртки, капюшены, ибо вода была теперь повсюду, слева, справа, сверху и снизу. Впрочем, через полчаса дождь закончился, открылся мыс Давыдова, теперь уже намного ближе.

Как обычно быстрые экипажи выскочили первыми не доходя до мыса, в очень спокойном месте за рифовой полкой и развели костер. Тут преимущества моего сухаря стали замечать и другие. В то время как все жались к костру греясь, я достал фотоаппарат, одел тапки, и пошел фотать мыс, полностью проигнорировав костер.

Мыс Давыдова – живописное место. В японские времена здесь бы целый крабзавод, уже в наше время тут потерпел кораблекрушение сейнер, который словно призрак так и стоит на рифовой полке. Сама полка полностью разбивает волну, и прямо возле берега есть замечательный 3-5 метровый канал – словно специально для каяков. Я решил пройти до южной оконечности мыса, чтобы убедиться что по его фарватеру можно выйти. В канале при этом плескалась куча рыбы. Практически уже на оконечности мыса, меня резко напугали движения крупных существ в кустах на берегу. Что это, неужели косолапый?! Оказалось – 2 огромных орлана, вылезли из кустов, и очень лениво удалились по берегу. Увы, но мой фотоаппарат был весь в грязи и сфотать не получилось, хотя специально для этого мы с Пастором вернулись чуть позже.

Эрзац-обед, и опять поднялся вопрос продуктового кризиса, опять высказано предположение что нас ждет макаронно-супопакетная одиссея, ибо кроме этих двух продуктов, количество снеди приближается к критической отметке. Как бы не остаться без тушенки, тогда будет совсем грустно. В общем, за этим делом, решаем как идти дальше – я агитирую всех проскочить через канал, в принципе никто и не против – учитывая то, что на Поворотном волн на выходе нахватали по полной программе, а Давыдова ориентирован в пространстве примерно также. В общем, выходим через канал, экипаж «Копья» решает уйти в бухту за мысом, но всем остальным в лом обоходить рифы, поэтому просмотрев прореху в камнях, выходим через нее. Иду метров 10 мористее Данилы, он идет четко по центру прохода и на них с Настей накатываются довольно-таки пологие волны, а вот на меня прет довольно-таки уродливого вида, начинающий заворачиваться, 3 метровый баран, и причем даже не в лоб, а на 10 часов - с явным намерением подвернуть меня под себя... «Вот хрень!», думаю про себя, аврально выворачиваю руль, и мой нос проходит в метре от гребня, который с грохотом заворачиваться в акурат слева. «Неее, нахрен такая радость!», гребу как заяц из рекламы Энерджайзера, и вот я уже в кильтеватере «Альбатроса» хоть и подотстал, ну и волны уже ломаются чуть в безопасной дистанции от бортов... Проскочили, линия прибоя уже метрах в тридцати, в течение 3 минут к нам присоединяются Женька с Пастором обошедшие рифы с другой стороны. Им, уже хватанувшим волн на Поворотном, наше решение сэкономить 300 метров не понятно, но до этого уже никому нет дела.

Немножко проходим - вдруг на горизонте как-будто мачта или перескоп. Здоровая черная полоска над водой. Потом ближе. Оказалась касатка и не одна. Обошли они нас и потом еще попугали отстающих. А собственно говоря, куда мы идем... До м. Терпения в бухте Давыдова – 19 км на юг, учитывая что на дворе ажно 17 часов вечера, решаем «копать отсюда и до обеда», причаливать где получится, как только настанет 19 часов, ибо воды дальше до самого мыса, в принципе не придвидится и берег везде одинаковый. Зыбь немного меньше чем на самом мысе, но вот у берега... у берега творится какая-то вакханалия – 20 метров беспорядочной рифовой полки, в которую эта зыбь прилетает и ломается по самыми невероятными углами, как потом описал это Женька, шедший ближе к берегу «Стоит Великая китайская стена...». Гребем, и как обычно разбиваемся «по парам». Смотрю на часы, 17:45, 18:20, 18:40, 19:00. Авангард далеко впереди, поэтому включаю рацию. А вдалеке, километрах так в 6-7 уже видно и маяк на мысовом плато, и два знаменитых утеса «Утиные скалы», которые венчают сам мыс. Возникает ощущение, что идем на мыс, но вдруг в 19:30 в эфир врываются «Галатея» и «Брунгильда», они вроде нашли место где не так колбасит, так что выскакивают. Мы с Данилой, уже взявшие курс на мыс, сворачиваем к берегу, «Копье», и так идет практически на линии прибоя. Ползем, высматриваем наших. Вот они, на берегу, ну что же, спокойно без лишней суеты заходим по очереди. От всех сегодняшних адреналиновых кувырканий, уже какой-то пофигизм в голове, «Долбит прибой? Ну и хрен с ним, даже считать не буду волны, просто зайду». За такой ход мысли тут же получаю в спину самый большой брейкер, но собственно, мне уже пофиг, волна проходит через меня на уровне лица и байдара уже на берегу. За мной только Даня, и у них тоже все в порядке. Выскочили без происшествий.

Ставимся, сушиться практически бесполезно, вокруг жуткая влажность, то сверху капает, то туман. В общем, ставимся «по-мокрому», ставим большой тент. И начинается праздник. В честь нашего славного «лыжника (и по всей видимости каякера, и в душе летчика) 30х годов», «габулу» («Уважемый», по-орокски), Пастора Шлага. На столе антикризисные деликатесы, включая коробку зефира, коньяк Hennessy и вафельный торт. Народ кажет тосты, все рады, и вопросы типа как поделить 12 зефирин на 10 человек, решается просто и весело – две лишние получают Настя и именниник. Володя расчуствовался, ибо думал что про него забыли, и решил никому ничего не говорить в тот день, но «никто не забыт, ничто не забыто». Признается, что для него это лучший вариант день рождения и что запомнит он это надолго.

Кстати, стоит упомянуть что Пастор в этом походе у нас вообще – особенный человек. Ведь именно он определяет интенсивность графика нашего передвижения, в отличии от всех остальных, в той или иной мере не связанных жесткой датой возвращения – у него грядет поездка по работе на конференцию. Билеты уже куплены на 21 августа, и если он опоздает, то есть шанс, что его контора возьмет и вычтет из зарплаты сумму билетов, ну и другие издержки... а это совсем не просто так – фраза «Одни билеты - 40 тыщ!», уже стала притчей во-языцех, фактически с момента нашего вынужденого отдыха на первомайском перевале. Правда, есть маленькая деталь – конференция проводится в разгар отпускного сезона, в местечке на юге России... а название местечка, кстати, Сочи, и поэтому наш циничный коллектив регулярно ставит реальные мотивы Пастора под сомнение. Но он продолжает отрицать любую личную заинтересованость, и настаивает на том, что его интерес в данном случае связан исключительно с повышением квалификации, карьерными соображениям, а также повышением эффективности на рабочем месте. Что же, будем верить, тем более мы практически нагнали наш начальный график, и если не произойдет ничего экстраординарного, шансы Пастора продолжить бух.., простите, повышать квалификацию в Сочи, на данном этапе очень даже реальны.

До мыса не дошли всего 4.5 км, маяк видно отчетливо, видно и то что мы практически на острове, посреди моря-океяна – небо ведет именно так, как это бывает на длинных узких мысах или островах. Прошли мы не слабо – 33 км. Под вечер начал сдавать Заг – похоже что у него простуда, но он с ней борется возлиянями и разными волшебными таблетками.

«Да мы тут раскладку неправильно составили...в общем голодаем...»»
День восьмой, 14 августа 2009 г.

С утра сначала относительно сухо. В это походе это значит что все равно, все вокруг мокро, но установился типа баланс, и по-крайней мере,дополнительно ничего не добавляется. По-тихоньку собираемся, учитывая что в таком климате ничего не сохнет – прибегаем к методу просушки при помощи каната. Природа по всей видимости не согласна с тем, что неопрен должен быть сухим в краткий период между одеванием и посадкой в лодку и поэтому начинается дождь. До дождя успеваю сделать вылазку на лужок и пофотать цветы. Изумительно, то, что у нас цветет в середине июля, тут зацветает только в середине августа. И запах такой, как-будто лег посреди цветочной клумбы.

Ревизия продуктов, которую ранним утром так тщательно провела Настя, даже не побоявшись с этой целью разбудить Убза (даже маленькие дети знают, будить Убза по утрам - опасно для здоровья), показала, что кризис на самом деле неизбежен в самое ближайшее время. Вернее сказать, ревизия подтвердила что кризис скорее касается белковой части продуктов, типа тушенки, а вот макарон например как и предполагалось хватает вполне. Но перспектива жрать макароны и только макароны три раза в сутки все равно не улыбается никому.

По предположениям Зага, и некоторых других членов команды, на маяке нас могут встретить хлебом солью, распростертыми объятиями и даже баней. Поэтому он агитирует идти только до мыса, ночевать там с баней и прочими прелестями маячного уюта. В принципе все подустали, на данный момент не было ни одной дневки (а забегая вперед их и не будет), и практически не осталось сухих вещей, с тем как усиливаются туман и дождь начавшиеся с утра, мысль садится и крепко прорастает корнями на самой благодатной почве наших мирощущений.

Стартовали одновременно, и до маяка можно сказать долетели. Перед нами поселок из 4 домов, но никто нас с хлебом солью... да вообще не встречает. В отличии от Шмидта – где нас засекали заранее, и выходили навстречу и маячники, и егеря и даже рыбаки, здесь наверное совсем не ждут никого. Выпрыгиваем в метровые залежи капусты. Поселок расположен на северовосточной оконечности мыса и закрыт от волн большой рифовой полкой, линия прибоя здесь минимальна.

Ну вот мы пришли, а что дальше? Идем к домикам – видим человека рядом с 78ым крузаком – это Равиль, он представляется добровольным работником заповедника, здороваемся, говорим немного про то и се. Т.к. идет дождь, мы пытаемся узнать нет ли места для нас разместиться - оказывается нет. Зато нас приглашают в баню вечером, ну и в конечном итоге пить чай. Появляются другие люди – начальник маяка, а также метеоролог. Вообще на данный момент в поселке 5 человек и дети, обычно же здесь – двое маячников и один метеоролог.

Возвращаемся на берег, дождь припустил с новой силой. Греемся в большом тенте, который поставили, а кое-кто ставит и палатки... Погода такая, что после такой постановки из палаток приходится вычерпывать воду. Я нагло пользуюсь преимуществом одноместной палатки – собираю ее под крышей заброшенной гидрологической станции –прямо на берегу, и выношу наружу собранной. По-крайней мере внутренности мой палатки остаются условно сухими.

Дальше кружки по интересом. Метеоролог Тамара Михаиловна Суворова пригласила Настю на чай к себе на станицию. Вместе с Настей отправилась примерно половина нашего коллектива. Другая половина отправилась к Равилю.

Те кто пошел на метеостанцию явно выиграли, там помимо чая еще был свежевыпеченый хлеб с вареньем! Когда через некоторое время все собрались в домике у Равиля, этот факт группа посетившая метеостаницию упоминала с особым чуством.

Но Равиль не менее гостпериемен (у него было печенье), рассказал нам немного о полуострове, о том что они пытаются наладить организованный туризм (на самом деле мы видели A href="http://poronaysk.biz/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=22"> ссылки на предложения по посещению мыса на одном из поронайских сайтов), хотя пока не очень клеется. А ведь здесь в самом деле есть что посмотреть. Еще немного покумекали о том как нам проходить мысы. С точки зрения Равиля ничего сложного нет, погода приемлимая, но даже на байдарках нам прямо под мысом не пройти – в одном месте волна бьет прямо в скалы – надо обходить. Кстати, повторяется обычная история – чем ближе ты к кульминационному и сложнейшему препядствию своего похода, тем реалистичнее оценка которую представляют местные, что радует.

В конечном итоге расходимся, а я решаюсь сходить на метеостанцию. У меня свой особый интерес – мне желательно немного просушить свой сухой костюм, который к этому моменту набрал большое количество конденсата внутри, и хотя он продолжает держать тепло гораздо, лучше чем мокрый неопрен, влезать в мокрое неприятно. Ну и еще мне сказали что на метеостанции спутниковый телефон – такой же как у меня, а значит можно подзарядить батарейку, которая к этому момент практически сдохла.

На входе меня встречает Тамара Михаиловна, а также испуганная псина, которая явно не против меня цапнуть. Захожу на станицию, и меня сразу же приглашают на чай. Более того, когда мне предлагают практически горячий хлебушек, отказаться от которого просто таки не возможно. Сижу пью чай, разговариваем обо всем. К нам присоединяется дочь Тамары Михалиовны - Татьяна. Кстати, они все тут родственники, т.к. Равиль – муж Татьяны.

Меня в первую очень интересует погода – мне рассказывают, что она на мысе Терпения больше похожа на среднекурильскую чем на сахалинскую - короткое лето, но очень затяжная осень. Мыс на самом деле является самым ветрянным и туманным местом острова. Снег может ложится очень поздно, но его исключительно много. Основные шторма в сезон– с северо-востока, летом с юга, юго-запада. Вода холодная очень долго +3, практически до августа, немного повысилась за неделю до нашего прихода до +9, но это возле берега. А вот зимой припая нет, лед подвижный, и появляется где-то в январе в разное время, впрочем делаю вывод, что по-видимости это везде так по восточном побережью – что на Шмидта, что на траверзе Ноглик, что тут.

Метеорологическая служба "опасна и трудна" – каждый день в любую погоду необходимо брать показания каждые 3 часа. И потом передавать их в Южно-Сахалинск в Сахгидромет по радио, которое работает когда как. С другой стороны отпуск здесь из-за удаленности двойной, практически 5 месяцев.

Сердечно благодарю Тамару Михаиловну, она спрашивает, смотрю вам хлеб нравится – проголодались небось? И сразу ставит еще 3 булки в печку. Рассказываю ей про нашу ущербную раскладку, и про то что скоро будем жить на одних углеводах. Тут меня конечно никуда не отпускают, вернее отпускают, но просят обязательно вернутся. И правда, возвращаемся с Емичем – а Тамара Михаиловна собрала нам 2 огромные коробки всякой всячины, и консервов, и всяких круп, и куксы, и даже соленостей... Конечно мы не можем взять все это, и потому что некуда класть, ну и потому что все-таки нам много не надо – так, протянуть где-то дня 3-4, а люди здесь живут месяцами. Поэтому, не смотря на ее уговоры, отбираем самое основное, ровно столько, чтобы хватило бы до конца похода.

Растрогала нас она своей заботой конечно сильно. Какие все-таки сердечные и открытые люди встречаются в этих отдаленных местах, никто никогда не откажет в помощи. Хочется пожелать и Тамаре Михалиовне и ее родственикам, да и всем, кто нам помогал здоровья, побольше хорошей погоды ну и всяческих благ.

Вечером, как отпускает дождь – делаем вылазку наверх на плато, где расположен маяк. Предварительно получаем инструкции от начальника маяка, что в сам маяк ходить нельзя. Ну в принципе нам и не нужно. Сам маяк строили еще японцы, и похож он на колонну или на скипетр по центру мысового плато. Которое длинной где-то метров 500 и метров 300 в ширину. С северной и восточной стороны – в основном тундра с огромным количеством ягоды, и ромашками. С юга и запада – высокая трава.

Ходим по тропам и следам от автомобилей – виды с мыса брутальные. Высота скал около 40 метров, и на них огромный птичий базар. Птиц так много, что автофокус практически не работает когда пытаешься сделать фотографию. Собственно говоря прямо сейчас мы – самые восточные люди Сахалина.

С плато нас выгоняет дождь, и мы отправляетмся в шатер, где Данила готовит салат из морской капусты. Потом приходит Татьяна и сообщает нам что можно иди в баню, куда мы ходим поочереди, места там максимум на 3-4 человека. Решаем, как будем завтра проходить мыс, решения однозначного конечно нет – по ситуации, но сначала пойдем смотреть бухту под мысом, снимать на видео и фото поздравления для поронайцев, ну и для самих себя. В этот день мы прошли абсолютный минимум за весь поход, всего-лишь 4.5 км, но никто не жалеет, что мы сразу не ринулись обоходить мыс.

продолжение тут

с удовольствием выслушаю ваше мнение и отвечу навопросы в "Гостевой книге"