если какая(ие)-то картинка(и) не загрузилась(ились)... щелкните
правой кнопкой мышки на ней и выберите в менюшке "показать рисунок".
чтобы прочитать комментарий к картинке - наведите на нее курсор .
Дневник (возможно) первопохода на байдарках вокруг п-ова Шмидта,
Северный Сахалин, 10-21.08.2008, часть 3
19 августа 2008 г.
Как и ожидалось встали поздно. На улице жарит солнце, облачность минимальная. Разбрелись кто-куда, Ем с Колей залезли на замок, народ лениво собирается.
Накат за ночь совсем никуда не делся, хотя за линией прибоя – море гладкое как зеркало, поэтому живо обсуждалась стратегия выхода, ибо выходить в
двухметровый накат кое-кому предстояло впервые. Вообщем, провозились до 13 часов, но в принципе это всех устраивало.
Первым «пошел на взлет» Костик, и довольно-таки успешно. К этому моменту на море появилась совершенно нереальная легкая дымка, где-то на уровне 1 – 1.5.
над водой, что придавало окрестностям особый шарм. Честно, я сам вырос в Холмске, на море, на западном побережье, шарахаюсь по восточному побережью уже больше
10 лет, видел туман разный, но вот такого еще не видел. Когда дымка поднимается вместе с проходящей волной – это что-то нереально. Костик сразу в этот
туман уплыл, сделав предварительно потрясающие кадры, которыми в последствии поделился, и настал черед старта Коли и Зага. А вот тут разыгралась маленькая
драма – они попытались выскочить и запрыгнуть с разгона, попали в серию больших волн, вообщем кильнулись, и вылезли обратно на берег, причем у Коли пополам
сломалось весло.
Тем временем уже был готов и мой экипаж, и видя то, что произошло с Загом, мы избрали другую стратегию – встегнулись сразу и Ем вытолкал нас на уходящей
волне. Где-то минут 30 ждали ребят, но в конец устали подгребать на месте - нас стаскивало на юг, и решили идти. Потом выяснилось, что народ еще
минут 15 был на берегу, и выходили довольно-таки экстремально с заскакиванием на ходу, но все-таки вышли. Но однозначный вывод, всем надо еще долго
работать - как над высадкой, так и над выходом в условиях большой волны.
Тем временем мы неслилсь вперед. Именно неслись, потому что в этот день, по-всей видииости задобренный большим котелком, костиковыми очками и кепкой, и
сломанным веслом, дух моря подарил нам попутное течение, узла так в 4-4.5. И нас несло, ЖПС показывал временами 14-15 кмч, т.е. на Орлиной, на который мы
предполагали остановиться, мы оказались где-то в районе 15 часов, а не в 17 как предполагалось.
Тут мы увидили Костика, который наслаждался видами, и остановились подождать народ. Обсудили течение, и то что наверное стоит идти максимально дальше, ибо
условия очень благоприятные. Минут через 20 подоспели Емичи и Заг – подвердили наше решение идти вперед.
После Орлиной сильное течение продолжалось еще с полчаса, потом мы замедлились аж до 10 кмч. Вообще, по-хорошему надо было на Орлиной тоже остановиться,
а то получилась какая-то беготня, но прогноз на послезавтра предсказывал усиление ветра с юга и поэтому решено было все-таки постараться пройти максимальный
километраж.
Пока народ фотографировал, мы выбились вперед, и впереди показалась река Томи, в районе которой в моем экипаже произошла конкретная перпалка, по-поводу
того что делать дальше. В конечном итоге все помирились, и воссоединившись с народом, решили, что раз уж такая лафа, течение по-прежнему дарило нам
неплохую скорость – пошли вперед. К этому моменту мы уже видили мыс Левенштерна, над ним удручающего вида разбомбленный маяк. Потом выяснилось что там
когда-то была погранзастава.
Берег в районе мыса Левеншетрна имеет вид лунной поверхности, булыжники, скалы, галька, и все – словно золотвал какой-то - не зря еще в 1805 г.
И. Ф. Крузенштерн писал: «…от м. Левенштерна до самой крайней на севере оконечности острова имеет берег вид суровый. Нигде неприметно даже признаков
растений. Весь берег, который англичане на морском своем языке назвали бы ironcoast (железное побережье), вообще почти одинаков и состоит из черного гранита
с белыми пятнами»*. Подтверждаем суровый - в районе самого мыса Левенштерна и немного в районе Елизаветы. По словам наших геологов, кислотность
почвы хребте в районе Левенштерна такова, что никакая растительность с ней не может справится. Подтверждаем, абсолютно ничего не растет, и более того высадиться кстати тоже негде, потому что весь берег куча
булыжников, о которые со всей дури бьется все тот же 2-2.5 метровый накат.
На часах около 17, и берег поворачивает на запад, перед нами открывается распадок реки Большая Лонгари. Учитывая то, что по-всей видимости с высадкой
у меня получается лучше всех, народ дружно отправляет нас к берегу. Ну что же, высаживаться все равно придется – старая стратегия, подходим на 20 метров,
«малый назад» и выжидаем серию волн. Сложность здесь конечно в том, что берег сложен из среднего размера булыжников, размером с пушечное ядро, если на них
кувыркаться, то может быть очень бо-бо. Ловим небольшую волну, и гребем к берегу. Все вроде, уткнулись носом, Света выскакивает из лодки, и в этот момент
все-таки нас нагоняет волна – разворачивая байдарку вдоль прибоя. Надо срочно эвакуироваться, потому что щас нафиг перевернет – но выскочить не успеваю,
волна несет меня в месте с байдаркой и попути подминает по себя зазевавшуюся напарницу, ох как нехорошо. Сразу выскакиваю, Света вроде в порядке, только
протащило ее по камням не слабо пятой точкой, мы сразу вытаскиваем лодку на берег.
Пока мы возимся с лодкой, навстречу вдруг выходит человек среднего роста, в болотниках и камуфляже. Знакомимся – это Сергей, он местный егерь, и мы первые
люди, которых он видит за 4 месяца. Сразу предлагает нам расположиться у него, но по-всей видимости это не сработает – Емичи еще высаживаются где-то рядом,
кстати избежав аварийной высадки, а вот Заг и Костик ушли куда-то на юг и высадились в километре от нас, где нашли место в котором волна не такая сильная.
Поэтому, правда не без мата, соглашаемся идти к ним, но идти пешком, ибо волна вдруг усилилась, девченки уже в сухом, и выходить с такого пляжа из-за
километра нет никакой радости. Правда тащить радости особой тоже нет, поэтому и ругаемся. Пытаюсь сэкономить шаги, ибо обожженная нога болит сильно –
из-за соли рана нефига незаживает, и "сплавляюсь" 100 метров по Лонгам. Речка очень забавная – выходит из распадка на севере и течет по каменном каналу
вдоль берега до южной части где вытекает тонюсенькой струей. При этом глубина канала местами хорошо с головой, а местами по-щиколотку. По словам Серегея,
такое положение вещей происходит из-за того, что море постоянно блокирует канал грудами камней, и поэтому река чудит с устьем.
В шутку спрашиваю Сергея, нет ли у него медвежатины, на что он на полном серьезе говорит что ждет нас вечером, причем еще и специально для нас добудет рыбы. Обещаю ему что придем в гости, отправляемся «бурлачить» - сначала вещи, а потом лодки переезжают на место высадки наших товарищей. Здесь на самом
деле волна меньше, а берег удобнее для стоянки, и в 700 метрах есть нормальная вода из ключа. Быстро наступает темень, и все парни отправляются в гости к
Сергею, девченки остаются.
Зимовье на Лонгах, как это место называют местные, знатное, ухоженное. Ему уже много-много лет, построено задолго до того там появился Сергей, а он, по
его словам здесь уже 15 год. В город выбирается раз в год-полгода. Угощаем его куревом, к нему уже 5 дней не идет лодка с запасами и он ее ждет. Говорит
о том о сем, все кроме меня едят медвежатину, по словам парней она не отличается от говядины практически ни чем. Вот что значит знать как готовить.
Вообщем, посидев около часа, отправляемся в лагерь, обещая Сергею придти на утро, поделиться остатками продуктов и чем сможем. На улице очень холодно,
доходим до дома, народ некоторое время тусуется, пока нас не было приходил лисенок и посидел у Зага в лодке, но фотика у девченок не было. Ложусь спать
опять раньше всех. День конечно ударный получился – 31 км.
20 августа 2008 г.
С утра проснулся чуть раньше 7, рассвет сказочный. И холодно +5С. Я просыпаюсь и ощущаю прохладу- оказывается с вечера закрывая палатку в темноте вместо
того чтобы закрыть палатку нижней молнией –растегнул ее верхней и спал с открытым пологом. Но как ни странно совсем не замерз – в который раз мысленно
благодарю МСР за палатку и ЛяФуму за спальник, сплю в одиночку – в открытой палатке и с холодом нет никаких проблем.
Пока то-да-сё, костер, завтрак – пришел Сергей, просто пообщаться, принес немного икры и маринованной черемши. Мы ему отдали тонну батареек, полторы
дюжины банок консервов, два фонарика, практически весь оставшийся газ и мою горелку, чем очень его растрогали и он принес нам еще одну большую банку икры.
Вообще, Сергей классный мужик, хоть и не богатырь на вид, по словам и поведению чуствуется что сам он как кремень. С браконьерами у егерей разговор
короткий. Да и факт того что он чтобы не тратить патрон может забить медведя пикой, говорит сам за себя. В ведении у него практически все восточное
побережье, и он поддерживает целых 4 зимовья. Конечно здорово было бы к нему в гости наведаться через некоторое время – может быть когда-нибудь удастся
нам пройти по периметру полуострова в марте на лыжах? Было бы здорово.
Отправляемся как обычно по-очереди, мой экипаж последний – Сергей выталкивает нас в волну, машим рукой Сергею и вперед – напрямки, прямо к протоке залива
Тропто. Это 17 км, но придется уйти от берега – здесь начинается «шея» Шмидта. Народ мы видим, Костик как обычно впереди, Заг и Емичи идут вместе, и мы в
отдалении 300 метров. Вдруг по-рации слышим Зага «Ну, что касаточку посмотрели?»... Начинаем вглядываться, но ничего не видно. Потом выяснилось что
здоровая касатка, примерно длинной в полторы байдары прошла где-то мимо и ушла к берегу. Вообще, в этот день мы удалились максимально от берега, где-то
километра на 4. Хоть и против ветра, есть небольшое попутное течение, и за два часа мы без напряга подходим к холму к югу от залива.
А тут все тоже, все же небо опять голубое, все тот же накат. Переговоры по рации, кто как будет заходить. Вообщем, как обычно не мытьем, так катаньем,
но Емичи по-всей видимости желая усилить ощущение окончания водной части похода, совершают очередной оверкиль. Неужели мы пришли?
Даже не верится – перетаскиваем вещи и лодки прямо к месту где на косу выходит дорога. Вдоль дороги - рядом будка, и колодец, правда состояние и качество
воды мы не испытвали. Ставим лагерь – место интереснейшее – широченная коса, метров 200, которую явно переливает во время шторма, ибо плавник повсюду.
Протока кстати замыта.
Лагерь поставлен, сушим и разбираем байдары, забираюсь на холм, звоню своим, а также договариваюсь об эвакуации. Договорились
на 10 утра. Вечером красивейший закат – фактически ведь это самое узкое место острова – до западного побережья всего-лишь 7 км – т.е. можно наблюдать и
закат и рассвет. А с холма еще видно и Трех Братьев - красотища!
21 августа 2008 г.
Машина приехала только в 15:00. Ну что делать, ждем, мы же туристы, нам не привыкать. Собираем вещи и лежим - играем в тысячу, игра очень ленивая,
практически никто не проигрывает. Так и не доигрываем - к 15 появляется вахтовка и мы перемещаемся на Колендинский промысел. Оттуда пересаживаемся в другую вахтовку
и нас везут в город. Народ конечно от нас шарахается и не очень-то верит, что вот так веслах обошли Шмидта. В городе нас ждут. Машины в
целости и сохранности, еще перехватываем ужин – скатерти, приборы, посуда из фарфора, телевизор, от всех этих преметов шарахаемся мы. Ну вообщем-то и все наверное,
в 19 мы уже в пути, до свидания замечательный город Оха и его жители! Естественно в ночь мы не поехали, план был ехать до Горячих Ключей, но там оказалось
совсем негостепреимно, и поэтому заночевали на одном из съездов прямо за р. Мал. Вени. Народ раставляем палатки, а мне уже и палатку разбирать не хочется -
остаюсь спать в своем Сурфе, кстати, очень даже приемлимо.
22 августа 2008 г.
Все, домой – ранний подъем, выехали в 6:30. Дороги как были так и остались, где лучше, где хуже, но домой едется быстрее. В Смирных меня тормознули на
посту, но особо не мучали, просто посмотрели документы. За Смирныхами попался неуступчивый Хорек, вроде не быстро, ок. 80 кмч, но начинаю обгонять не
пускает. Переглянулись с Костиком «Ничего, Поронайский район все расставит на свои места». И точно, через 2 минуты после въезда на его территорию, Хорек
поехал 60 кмч, и остался в облаке пыли. Мне правда во время этих гонок прилетел очередной камень и разбил вторую фару. Еще полностью отвалились сигналы,
эх, родные вы мои, сахалинские дороги.... Дозаправка на все той же гламурной заправке в Макарове, Пугачево и вот оно счастье асфальт. Неужели и правда в
следующем году дорога будет до Макарова, а в 2012 до Поронайска? Похоже на то, работы идут в три потока и это радует. Около 15 мы уже дома в Южном. Здесь конечно трафик, с непривычно на дороге-то, со светофорами. Но привыкаю. Вообщем-то и все. Дом.
Напоследок очень хочется поблагодарить всех тех кто нам оказал самое большое содействие в данном мероприятии, в особенности Любовь Петровну из Охи,
да вообще все охинцев кто нам помог, ну и всех тех кто так гостеприимно отнесся к нам на самом полуострове. И спасибо местным духам земли и воды,
Пал-ни-Вуху и Тол-ни-вуху, что были так благосклонны к нам на своей земле.
В качестве эпилога
Скорее пара наблюдений и заметок по поводу нашего похода, возможно что-то пригодится тем кто захочет повторить подобную вылазку. Сразу скажу, места эти
суровые – возможность быстрой эвакуации отсутствует практически на всем протяжении маршрута. Поэтому нужно быть крайне осторожным и стараться тщательно
планировать всякие аспекты. По-хорошему нам очень повезло, ни одного серьезного шторма, нас не задержали, по восточному побережью вообще повезло. Для
сравнения, ребята из Бумеранга прошедшие этот маршрут на моторных Корсарах, сидели на Елизавете 4 суток из-за шторма.
Итак на заметку туристам:
- Преобладающие течения по часовой стрелке – на западе с юга на север, на востоке с севера на юг. Но течения приливно-отливные, меняют скорость и
направление, поэтому желательно иметь карту приливов и отливов. Однозначно под веслами было бы исключительно тяжко, если бы мы пошли с востока.
- Прилив-отлив повсеместно ок. 3 метров, имейте ввиду. Для пеших это абсолютно критично с точки прохождения непропусков, Особенно на восточном побережье
- На крайних мысах, сулой-толчея волн, надо быть акуратным. Особенно на северо-восточных оконечностях Марии и Елизаветы. Для байдарки с малой осадкой
Мария проходится по рифовой полке (по отливу), но в глубину залива лучше идти вдоль берега. На Елизавете рифовой полки нет, и здесь надо держаться на
растоянии от берега, ибо большие волны очень легко могут стащить на камни, и вообще правильно выбрать погоду.
- С водой на западе и севере проблематично – коричневые речки текут из болот, в принципе мы пили из них, но только кипяченую воду и всегда был запас воды. На восточном побережье
более-менее.
- Нам очень помогло то, что мы имели постоянную связь – с друг-другом (были рации), и с большой землей (посредством спутникового). Это очень облегчило
нам многие моменты.
- Тропа из Северного залива на Елизавету начинается прямо перед мысом Бакланьим
- Тропа с западного побережья в Северный залив по рассказам рыбаков –за мысом Шмидта, на берегу лежит ржавый то-ли катер, то ли баржа, за ним в пределах
500 метрах. Но саму тропу мы не видили.
- Для пеших туристов – протока Куэгды очень серьезное препядствие. И если вы идете с запада, то нужно продумать момент переправы. С востока есть шанс
договориться с жителями Ныврово и перебраться. ВНИМАНИЕ: течение в протоке очень сильно, вплавь пересекать исключено - крайне опасно. Примерно такая же
ситуация на заливе Тропто, если протока не замыта.
- Зимовья в своем большинстве в состоянии абсолютно непригодном. Убежища можно искать у людей, которых мы перечислили – на Лонгах, Елизаветы, Ныврово и
Пильво. Везде где нет людей можно ожидать полную разруху.
- В южной части западного, и на восточного побережья, берег «живой», постоянно есть возможность схода оползня, особенно во время дождей или штормов.
По-этом внимателно выбирайте место для лагеря, ни в коем случае не становится под нависающими уступами и склонами с признаками эрозии.
- В охинском районе самая большая плотность медвежьего населения на острове.
- Экипажи желательно иметь одинаковые по составу, потому что в нашем случае мужская двойка обгоняла всех на пару километров, смешанные экипажи шли примерно
одинаково, а однерка в середине перехода обычно отставала тоже на пару километров. В спокойных условиях это ничего, но если условия суровые, лучше держаться вместе.
- Вообще, всем кто пойдет на Шмидта, очень рекомендую ознакомиться вот с этими двумя отчетами.
Обзорная статья А. Клитина "По-периметру полуострова Шмидта"
В.В. Шахматов "Дневник похода на п-ов Шмидта"
Ну и конечно, если кому-то что-то интересно узнать в деталях – пишите, с удовольствием отвечу toyoharasakh@yandex.ru.
* Цитаты из обзорной статьи А. Клитина «По-периметру полусторова Шмидта», опубликованной в "Вестнике сахалинского музея", №8