МАЛАЯ КУРИЛЬСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 2017 - если какая-нибудь картинка не загрузилась, щелкните правой кнопкой мышки на ней и выберите в менюшке "показать рисунок".
- чтобы прочитать комментарий к картинке - наведите на нее курсор.
- рекламу можно отключить маленькой незаметной серой кнопочкой слева на ней самой, меня она раздражает не меньше вас :)

МАЛАЯ КУРИЛЬСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 2017

Малая курильская гряда на каяках, 3-15 августа 2017 г

ПРОЛОГ

Шикотан был на повестке давно. Совершенно разные люди в совершенно разное время дружно описывали его прибрежный рельеф, не иначе как фантастический. Совершенно логично было продолжить каяк-освоение Курил там. Но вот одна проблема. Шикотан небольшой остров, в периметре чуть больше 110 км, что на полноценную 2-недельную экспедицию по нашим меркам не тянуло никак. А вот если добавить к Шикотану остальные острова гряды, особенно с переходом туда-обратно, километраж возрастает под 300, а вот это уже по нашему.

Ма́лая Кури́льская гряда́ — группа островов в Тихом океане, входящая в Курильские острова. От Большой Курильской гряды отделена Южно-Курильским проливом. Протяжённость — около 100 км. Общая площадь — 360,85 км². Включает 6 больших и ряд мелких островов. Малая Курильская гряда входит в состав Южно-Курильского городского округа Сахалинской области России. Принадлежность островов оспаривается Японией, которая включает их в округ Немуро губернаторства Хоккайдо.

Поверхность большей частью равнинная или полого-холмистая. Леса практически отсутствуют. Максимальная высота — 412 м (г. Шикотан). Судя по наблюдением за периодом размножения некоторых грызунов, который здесь длится до ноября, климат островов Малой Курильской гряды ещё более мягок, чем на Кунашире. (Ага... мож лучше по людям все же? - прим. автора)


Когда осенью 2016 года было заявлено, что следующим походом снова станут южные Курилы, в течение пары недель на экспедицию заявилось человек 30. У народа в головах крепко засел наш феерически-отпускной Кунашир и всем явно хотелось поучаствовать в чем-то подобном. К моменту покупки билетов, однако, состав немного утрясся, примерно треть отвалилась, а оставшаяся грядка разделилась на две группы – одна которую окрестили «пляжной», которая планировала обходить только Шикотан, и «МКГ», планировавшая идти всю гряду.

При этом МКГшная группа в свою очередь состояла из 9 каякеров и 4 катамаранщиков. Предыдущие опыты на Аниве и Шмидта показали, что такой вариант вполне себе имеет право на существование, а учитывая что половина из группы каякеров берет весла раз в год, наличие ката на подстраховке было даже желательным.

Подготовка была долгой, скучной, фактически копипастнутой с последних 5-ти экспедиций, поэтому описывать ее нет никакого желания. В 10 утра 1 августа собравшись на морвокзале Корсакова, группы забрались на «Фарш», палету с каяками снова не уронили, и она не развалилась, а в течение часа после выхода началась пьянка тимбилдинг длинной в большую часть рейса.



В Малокурильском на следующий день, пройдя пограничный контроль, палета снова не упала и не развалилась (как я понимаю, пока мы снимаем этот процесс это не произойдет).



По наставлению местных фиксеров и логистов, три раза поменяв план, мы оказались в говне бухте Отрадной западнее Малокурильского, место, которое мы быстро окрестили «на катушках». Все те, кому посчастливилось найти место на «незаминированных» местными коровами клочках земли, поставили палакти и продолжили караоке-тимбилдинг в тумане - шикотанской ночи и под звуки московских «туманов».



День 1, 03.08.2017 «Нам бы выпить перед стартом...»

Утро стрелецкой казни не заставило себя ждать. Чуть после 5, как только рассвело, ушлые вороны с соседней свалки прилетели поживиться в наш табор и с радостным хоровым карканьем разодрали мешок с провизией 2го дня. Заснуть больше не удалось. Помимо этой радости, возникла еще одна занимательная проблема. Море стремительно уходило с отливом, пик которого приходился на полдень. Ужаснувшее нас накануне расстояние до кромки воды залива из 20 метров превратилось в 200, что предвещало занимательные потаскушки перегруженных байд, и катамарана... В общем, утро первого дня начиналось славно.



Стандартные сборы первого старта как обычно затягиваются, тем более помимо байдарок собираются и еще более диковинные аппараты. Я не про катамаран, которым никого особо не удивишь, а про гибрид байдарки и полинезийской лодки с аутригером, которую неспешно шаманит Костик. Это его модифицированный каяк Тахе Винд Соло, с аутригером из сливной пластиковой трубы и кучей дополнительных примочек, которые позволяют использовать два лодочных весла, полинезийский парус, а также идти в режиме каноэ. Зверюга эта выглядит диковинно, испытана... практически не испытана, поэтому стоит ожидать всяко-разных приключений. Впрочем Капитан Убз, похерестически полный упрямого оптимизма, сообщает группе что перемещение в режиме каякинга он в принципе не предусматривает, и по этой причине у него нет ни байдарочного весла, ни юбки. Все это очень и очень занимательно.



Ровно к пику отлива, когда наконец проснулись все участники вчерашнего веселья, авангард группы МКГ в составе Дани, Вити, Романыча и меня был готов к старту. Оговорив точку обеда, мы дружно провалились поколено в грязь заливного болота. Впрочем, тащить лодки оказалось относительно не сложно, хоть и холодно в шортах, но процесс замедлился из-за запуска дрона, который Макс притащил с собой в экспедицию для съемок.

Бухта длинной около 1.5 км была тихой... да и море на выходе было по-хорошему тихим, но все же присутствовала маленькая толчея на выходе, что вызывало некоторую нервозность у менее опытных членов авангарда. Хотя все это были мелочи, так как главным на данном этапе было то, что мы наблюдали слева. Побережье Шикотана c первых минут не разочаровывало, хотя ожиданий особых относительно западного побережья не было, даже тут могучие черные вулканические стенки с водопадами, обвалами и рифами смотрелись гротескно. Хотя возникали какие-то ассоциации с побережьем Хабаровского края к северу от Ванино или немного с районом нашего Жданко, тут все же было как-то особенно сурово, хотя в данный момент тихо...



Вдалеке входа в бухту Крабозаводскую белеет пароход, на него-то мы и держим курс. В процессе нас догоняют еще 3ое из наших, которые сообщают, что остальных они пока еще не видели. Решаем, что надо высаживаться на обед и ждать группу, так как растянулись мы уж очень сильно. За Крабозаводским две бухты Большой и Малый Горобец, во вторую мы и направляемся, мимо белоснежного японского парохода «Этопирика», который стоит на траверзе Большого Горобца. На «Этопирике» визуально вообще никого, хотя молотит дизель, на предложение добровольно сдаться также нет реакции. Поэтому обойдя его по кругу, решаем разобраться с ним в другой раз.



Малый Горобец неплохая бухта. Каменистая, но тут отличная вода, куча дров, минимум мусора. Именно в этот момент у меня возникает чуство удаленности и то, что экспедиция наконец началась. Костер, перкус, подгреб Макс а за ним Емич, все пока добрые-довольные и делятся ништяками... Это конечно временно, группа собралась, за исключением Убза, про которого у Ема накопилось много-много эпитетов, в основном нелитературного содержания. Гребля веслами совершенно не эффективна, парус вроде эффективен, но особо нет ветра, режим каноэ – очень медленный... соответственно, Костик тащится где-то там позади...



Некоторое время ждем его, перекусывая у костра, потом кто-то глазастый разглядывает парус – чудо-гибрида где-то на линии горизонта. На призыв ответить по радио, не отвечает по причине отсутствия оного. Начинается суета, так как клиент явно пошел в разнос и по-всей видимости спешит за пивом в Японию - первым ловить беглеца срывается Емич, за ним Макс с Даней. Я тащу остаток группы с целью вести их в точку ночевке где-то в районе мыса Татьяна.

Преследование длится около часа, беглеца поймали уже за Татьяной (за которой кстати мест высадки перед ужасающим по словам местных мысом Угловой, не предвидилось. Приземлились в приятной бухточке, опять же по лучшим пиратским канонам. Чуть позже пришел кат.



После ужина, не хотелось тупо сидеть на месте, хотелось посмотреть остров. С Емичем, Витей, а также Сергеем ползем наверх, прямо от лагеря. Первое на что натнкулись – заросли можжевельника, такого пушистого на вид, что в него хотелось упасть, и в нем заснуть. Все это перемежалось с зарослями дикого винограда и огромным количеством самых разных цветов. С каждым метром подъема, рельеф открывался под новыми углами, становясь все экзотичнее и экзотичнее. И вот вершина небольшого хребтика, отдаленно напоминающего наш Жданко. С одной стороны гротескное побережье, с другой безлесые зеленые холмы вершины, с третьей суровые таежные склоны с покореженными тайфуном стволами... вид завораживающий. Уходить не хотелось, и в этот момент было решено не тупить, и гулять по острову как можно больше на следующих стоянках. Вернулись в лагерь уже практически по темному, старясь случайно не схватиться за лианы и кустики ипритки, котороый здесь навалом. За день пройдено 15 км, ветер W – NW, 5 м/c, волна ок. 70 см в таком же направлении.





День 2, 4.08.2017 «Звезды бухты Звездной»

По плану в этот день переход в точку перехода на о. Полонского, отделяемого от Шикотана проливом Шпамберга. Наиболее логичным местом являются мысы на юго-восточное окончание острова – мысы Смелый и Островной. Прямо перед ними – большая бухта с названием Звездная, а также одноименный мыс и отдельная лагуна чуть западнее мыса. Решили что идем именно туда.

Погода чуть хуже чем накануне, с прогнозируемым усилением ветра к вечеру, поэтому, не смотря на короткий переход (в пределах 10 км), нужно стартовать утром ближе к стоп-воде, чтобы избежать (по словам местных) сулой-убийцу на мысу Угловом – северо-западное окончание острова. Как объяснили местные, течение, выходящее из пролива Екатерины упирается в Шикотан, который разбивает его на две струи, которые, в свою очередь, на Угловом и Краю Света создают сильные сулои с зыбью приходящей из океана.



Так мы и делаем, хоть и медленно, но верно табор собирается и уходит в небо в море. В авангарде Витя, Романыч и я. Гребется хорошо, течение попутное, но не сильное, западный галфвинд 6 метров, который в перспективе может быть очень ксатати, когда свернем на юго-восток. В течение получаса мы на Угловом и тут, практически штиль, из опасностей только множество нерп на скалах, которые настолько не пуганы, что могут разом свалиться на лодку, когда к ним подойдешь вплотную. Никакого сулоя нет и в помине, и в точности как заказывали – попутный ветер. Бухта Звездная прямо перед нами вплоть до мыса Смелого, открыв паруса берем курс прямо на лагуну в ее центре.



Примерно через час мы уже на месте, заходим в лагуну-цирк в диаметре около километра, и высаживаемся туда, где есть место для стоянки и вода. Очень логично остановиться здесь – до точки старта перехода около 2.5 км, бухта закрыта от ветра, есть вода, дрова и трава в лагуне, а значит возможно и всякие морские вкусности в ней. Отзваниваемся нашим товарищам по радио и разбиваем лагерь.



Время обеденное, народ разобравшись со всеми делами занимается кто чем. Убз, который снова оказался в конце пелетона пытается каким-то образом свой полинезийский трансформер. Переход в текущей конфигурации пролива может кончится плохо. Катамаран рыбачит у входа в бухту, парни ныряют «за крабами» в северной его части.



Прыгаю в тапках по скользким камням проверить их результаты – один краб за полтора часа, не особо густо. Гибрид на двух веслах подходит сюда же. По камням мне обратно идти лень, предлагаю его капитану доставить меня в лагерь напрямки. Забрался на конструкцию, вроде не потонули, Костик погреб. Все это под радостно-пошлое улюлюкание пиратской братии, так как вся сцена напоминает озеро в парке с прогулочными яликами на двоих, для полноты образа не хватет только белого летнего платья и шляпы на одном из нас...

Помня вчерашний зарок не сидеть без дела, решаем с Емичем и Витей выйти на мысы и посмотреть что нас ждет в проливе, тем более ветер, как и обещали раздуло хорошо. Из бухты поднимается прямо на террасу, и тут снова Шикотан нашел чем нас удивить. По холмам на несколько километров во все стороны практически нет деревьев. Трава и бамбук по-колено, все невозможно ярко зеленое. Первое впечатление, что мы не на Дальнем Востоке, а где-то в Ирландии – трава, скалы и океан...



Идем по старой танковой дороге, вдоль побережья разбросаны укрепления и танковые башни. На Звездном к нам присоединяется Макс, который догреб сюда на лодке. Дорога не кончается, местами остовы старых зданий, слева простор бухты Дельфин. А мысы-то никак не приближаются.



Свернув не там, вместо Смелого выходим на мыс Островной, причем к нему дороги уже вовсе нет, идем по адскому полю заросшим шиповником и репейником прямо из болота. В какой-то момент с дюн начинают виднеться острова Осколки на горизонте. А вот Полонского по-прежнему не видно. Дюны заканчиваются, мы на мысу и перед нами пролив. Он прекрасен и могуч. C юго-востока приходит классическая океанская зыбь, с запада ветер и течение гонит волну. Однако особого сулоя нет, хотя вплоть до горизонта на воде беляки. Сегодня был бы веселый денек для перехода, хоть и с попутным ветром. По проливу на запад уходит рыбак, тут и там резвятся дельфины.



Оконечность мыса – целый лабиринт мелких островов, утесов и гротов. Множество ходов и бухточек – сразу возникает мысль, что сюда надо вернуться на лодках. Стоим на скалах, зачарованные монуметальностью пейзажа, отсюда вообще не хочется уходить. Кстати, таки Полонского видно – тоненькая полоска на горизонте. Очевидно, что с воды мы его не увидим примерно 2/3 пути.



Возвращаемся в лагерь, старт назначен на 8 утра, опять же чтобы быть в проливе по стоп-воде и избежать сулоев. Тем более не понятна ситуация с течением. По лоции – попутное течение с приливом. По информации местных – с отливом. Кстати, у катамарана очень продуктивный день, они взяли кучу окуней и ершей – но к моменту готовности половина лагеря уже спит. А зря, окуня запеченные в углях - изумительно нежные и вкусные... особенно красный глубководный.



Пройдено 8 км, ветер NW 4-5 м/c, минимальная волна, переменная облачность.

День 3, 5.08.2017 «Приливы- отливы-проливы»

Пролив Шпанберга — пролив в Тихом океане, расположенный в Малой гряде Курильских островов. Отделяет остров Шикотан от островов Осколки и Полонского. Ширина пролива около 22 км, в наиболее широком месте — 29,6 км. В проливе наблюдаются приливные течения, направления и скорости которых изменчивы. Скорость течения здесь может достигать 5,5 км/ч. Пролив назван в честь русского мореплавателя Мартына Шпанберга.

Подъем в 5 утра. Завтрак в 7. Выход в 8. Кроме катамарана, у них свое расписание. Вся каяк-команда, проникнувшись серьезностью перехода, молча собирается. Классичесая Конфедерация. Пока все тихо, спокойно и без проблем, координация сводится к минимуму «хочешь – греби, не хочешь – не греби», но в сложные ключевые моменты ситуация меняется. Поэтому вкраце обсудив цели и тактику, выходим все вместе. Кстати, Костик идет в режиме каяка, хоть и без юбки. Продолжительные переговоры с делегацией бывалых накануне убедили его.



Видимости особой нет, над проливом висит полоса тумана. Но и ветра нет совсем, да и волны особой тоже, в самом начале мы закрыты островом. Практически сразу встаем на курс, согласно морским картам и ЖПСу, и придерживаясь его, идем на юго-запад.

Гребется очень легко. Мы выходим в конечной фазе прилива и есть ощущение, что течение на самом деле попутное, как сказано в лоции. Через некоторое время, мы выходим на более глубокий фарватер и начинает прибегать океаническая зыбь. Но все очень и очень спокойно- туман то рассеивается, то сгущается, а пробивающиеся через него лучи солнца поджаривают нас. Совершенно ничего не происходит, до такой степени, что прям скучно, а некоторые из нас теряют горизонт. На полпути начинаем видеть Осколки, а через две трети - отчетливо о. Полонского.



В этот момент нас догоняет катамаран, и с этого момента находится где-то рядом, а одновременно мы ощущаем, что идем против течения – начался отлив. Опять все по лоции – в прилив преобладает течение южных направлений, в отлив северо-восточное. В какой-то момент часть каякеров трансформируются в дополнительные модули катамарана и отстают от авангарда, который догребает до бухты Удобной.



Остров Полонского (яп. 多楽島 Тараку-то:) — необитаемый остров Малой гряды Курильских островов. Входит в состав Курильского городского округа Сахалинской области России. Поверхность острова равнинная, низменная (максимальная высота 16 м над уровнем моря). Остров покрыт травянистой растительностью, заболочен. Площадь 11,78 км². Получил своё название в честь историка географических открытий на Тихом океане Александра Полонского.

Бухта на самом деле Удобная и тихая, и тут же остатки погранзаставы. Но 16 метров над уровнем моря это значит, что нет нормальных речек, в первой бухте точно, поэтому мы гребем в район озера в апексе следующей Бухты Моряков.



Совершенно отличный от предыдущих дней расклад. Трава, песок, мелкая галька и жуткое пекло. Практически все разделись до гола и растянулись на раскаленном песке, в то время как дежурные варганят обед. На наше счастье – озеро абсолютно пресное, хотя по цвету вода как на севере Сахалина.

Не смотря на усталость и позднее окончаение обеда (около 15:30), решаем, что сегодня критично уйти как можно дальше по гряде. Сегодня погода сопутствует еще одному переходу – на Зеленый, а вот на завтра возможно раздует ветер. Но если мы будем на Зеленом, будет намного проще ходить между мелкими островами, чем начинать с длинного переход. Плюс, на горизонте нарисовался циклон, который надо иметь ввиду. И снова, каякеры впереди, мимо остова разбитого плашкоута и мыса Языковый – идем в сторону Зеленого через пролив Полонского.

Проли́в Поло́нского — пролив в Тихом океане, расположенный в Малой гряде Курильских островов. Отделяет острова Осколки и Полонского от острова Зелёного. Расстояние между островами Полонского и Зелёным примерно 11 км. Отмели с глубинами менее 10 м, окаймляющие эти острова, суживают пролив примерно до 1,8 км. Посредине пролива глубины не менее 7,4 м.



В проливе на самом деле штиль и туман, Зеленый не видно. Идем по приборам, по зеркалу в котором из-за тумана ощущение гребли по киселю, только ЖПС уверенно утверждает, что до цели 7... 6... 5... км. В какой-то момент видим маяк на м. Вальтона, и полоску Зеленого исчезающего в дымке. В какой-то момент мимо пропылвают несколько удивленно смотрящих на нас каланов.



Слышен шум прибоя с тихоокеанской стороны. Наш курс западнее, как раз в эту дымку, так что упрямый полинезиец выдает «Не хочу грести на невидимый остров и уходит в сторону маяка». Остальные члены группы идут вместе, и вскоре, мы подходим к устью озера Долгого в которое заходим, но не надолго, стоять в соленом болоте нет смысла. Уходим на небольшое озеро чуть западанее где и встаем на ночь.

Остров Зелёный (яп. 志発島 Сибоцу-то) — остров Малой гряды Курильских островов. Самый крупный по площади и один из самых высоких островов архипелага Хабомаи. Площадь 58,38 км². Длина острова составляет порядка 10 км, ширина достигает 9. Остров полностью состоит из верхнемеловых образований. Береговая линия острова довольно извилиста; вблизи его берегов также разбросано много кекуров и рифов. Поверхность острова равнинная. Максимальная высота 24 м. Mестами заболочен. Имеется несколько озёр. Cамое крупное по площади — Утиное озеро. В северной части острова в озеро Долгое, сообщающееся с океаном, впадает ручей Долгий длиной около 10 км. В настоящее время не имеет постоянного населения. Является важнейшим местом гнездования японского журавля в России, а также других видов птиц. Из эндемиков присутствует шикотанская полёвка.

Пройдено за день 52 км. Но значки получат не все, так как в определенное время происходила трансформация. Слабый ветер 2-3 м/c СЗ, туман, зыбь 70 см В-ЮВ. Вообще, нам очень повезло на переходе. Условия практически идеальные.



Погода будет стоять еще 2 дня, потом испортится. Поэтому надо постараться выполнить все поставленные цели за эти ближайшие дни, и вернуться на Шикотан. Смотрим карту... получается что как минимум по полтиннику надо грести в каждый день. Хотя это противоречит другому расчету по гряде, который сулил около 180 км. Дискуссию на эту тему резюмирует Макс: «Да че считать то.. 50 по 3 раза, округляем, вот и получается 180... правильная арфиметика...»

День 4, 06.08.2017 «Атракцион на все деньги»

Четвертый день – наш с Витей день дежурства. Я радовался, когда вытянул именно 4 день, но явно лучше дежурить не в дни длинных переходов, а на стоянках. Как есть. Хотя формально 4 день у меня, решаем съесть 6 день (его мы тоже вытянули), чтобы разгрузить Витю, у него лодка значительно меньше. Для себя отмечаю, что дежурство какое-то совершенно обыденное, чуть ли не скучное, без суеты. Наверное это воодушевляющее действие инструкций дежурным, бережно составленное упаковщиками еще дома.



Вспоминая все преключения с водой, днем ранее, предлагаем народу наполнить все имеющиеся емкости. Для этого притаскиваем большой кан воды с озера. Подходит Емич, «Мать родная!», в котел заглядывает Убз, и изрекает «Макрофауна, однако», за ним Макс Ф. «Какая прелесть»... Вода относительно прозрачная, но в ней очень и очень активно перемещаются в разных направлениях малюсенькие рачки-дафнии. «Ничего, нормально», говорит Макс «Кипятишь такую воду, и сразу протеиновый коктель получаешь, сифуд суп, от шефа...»

Выходим по расписанию в 9, план идти на Танфильева, и по-возможности на о. Сигнальный – крайнюю точку нашей территории, откуда до японского Хоккайдо – 3.7 км, а ночевать уже на о. Анучина. Правда вместе все это тянет на минимум 45 км пути, что совершенно не воодушевляет каякеров из группы трансформеров.

Выхожу впереди группы (и это в день дежурства!), и догребаю до мыса Ивановского. Вдоль острова еще около 4-5 км, погода тишайшая, продираемся сквозь поля капусты. Однако с запада ползет полоса тумана, и дует прохладный ветер. Решаю что, нужно приодется, пока есть время и натягиваю куртку-штормовку. В какой-то момент слышу легкий всплеск по левому борту, смотрю вниз, и наблюдаю как медленно уходит в глубину оранжевый ремешок моих боевых часов Касио, которыми безотказно пользовался почти 10 лет. Судорожно хватаюсь за траву, так как с мыса меня сносит, она обрывается, вглядываюсь в воду, даже ремешка уже не видно, да и меня снесло. Кажись духу моря приглянулись мои часы...

Идем дальше прямо возле берега, по узкому каналу, так как на сотни метров дальше все заросло морской травой, а на дворе отлив. На окончании острова м. Зеленом старые брошенные здания. Отсюда до Танфильева где-то 15 км.

План – направиться к его юго-восточному окончанию, чтобы «чиркнув» его иметь время дойти до Сигнального и вернутся на Анучина. Туман очень густой и где-то в нем слышится звук мотора катамарана, порой даже голоса, но где они - совершенно не понятно. «Наводим» их по радио, катамаран появляется из тумана словно призрак и у них для нас новости - нас ждут для проверки документов на заставе Танфильева, а это дополнительные 5 км к нашему плану. Ну что же, 50x3=180 вполне начинает материализоваться. Интересный факт, что наши каяки видно на радаре, но в качестве единого целого, словно пароход, так как идем мы очень плотно.



Поменяли курс и погребли – в течение часа послышался звук прибоя, а потом резко туман рассеивается и мы видим перед собой северо-восточную оконечность Танфильева и одноименную бухта .

О́стров Танфи́льева (яп. 水晶島 Суйсё:-дзима) — остров Малой гряды Курильских островов. Площадь острова Танфильева составляет, по разным источникам, от 12,92 до 25 км². Наибольшая длина 8,3 км, ширина 6,4 км. Имеет сложную неправильную форму. Поверхность его равнинная, высота над уровнем моря — от 9 до 18 м. Остров покрыт травянистой растительностью. Леса отсутствуют. На нём имеются болота и несколько небольших пресноводных озёр. Остров окружён скалами, рифами и камнями, находящимися от него на расстоянии до 1 мили.

Между островом Танфильева и полуостровом Немуро лежит крошечный островок Сигнальный. Расстояние от острова Танфильева до мыса Носаппу, крайней точки Немуро, составляет около 7 км. В ясную погоду с острова отчётливо видны берега Хоккайдо, в том числе и 96—метровая «Башня плача».

Бухта Танфильева вдаётся в восточный берег острова Танфильева между мысом Болотный и мысом Боевой. Берега бухты Танфильева, за исключением берега ёе вершины, обрывистые и пересечены оврагами, склоны которых поросли травой. Входные мысы бухты окаймлены осыхающими рифами, на которых лежат надводные, осыхающие и подводные камни и скалы. В бухте разбросано много банок и скал. Наиболее значительные из них скалы Крейсер и Кит.

На южной оконечности острова — мысе Зоркий — установлен светящий знак Танфильева. Бухта Зоркая вдаётся в юго-западный берег острова Танфильева между мысом Зоркий и мысом Удачный, расположенным примерно в 800 м к северо-западу от мыса Зоркий. Берега бухты низкие, но с крутыми склонами и окаймлены каменистыми пляжами. В бухте Зоркой на южной оконечности острова от южных ветров возникает зыбь, сглаживающаяся за счёт сильного приливного течения между островом Танфильева и банкой Опасная. В средней части бухты глубины 4—7 м. Грунт в бухте песок, у берегов — камень и местами растут водоросли.

Постоянного гражданского населения на острове нет, однако здесь круглогодично проживают пограничники с семьями, а также регулярно прибывают в режиме ротации до нескольких десятков сезонных работников промысловой базы «Зоркая», добывающей кукумарию с использованием труда наёмных рабочих из стран СНГ. Её сушат и отправляют на экспорт в Японию. В советское время её отправляли на Шикотан и консервировали.


Катамаран, ушедший вперед уже высадился, высаживаемся и мы. Люди в форме уже проверяют документы, мы с Витей беремся за обед. Кстати в бухте Танфильева на высадке появился накат, и по пляжу видно, что сюда приходит большая волна. Это потому, что он открыт океану через пролив Юрий на востоке.



С дровами вроде повезло, т.к. кто-то для нас их собрал в кучу в одном месте, но почему-то дрова горят плохо и суп готовится медленно. А еще тут одна особенность, прямо на пригорке рядом с заставой стоит вышка Мегафона, и по этой причине все, у кого есть этот оператор не поднимают глаза от телефонов. Я тоже для этих целей купил трубку, но времени что-то печатать из-за дежурства нет вообще. Обед нужен час назад, до Сигнального еще 15 км, а оттуда до Анучина еще 10. С целью успеть до темноты договариваемся с катом, что каякеров-трансформеров (таких четверо), он потащит на буксире.



В конце обеденного перерыва поднимаемся на заставу, сделать фотографии на пограничном маркере, а также с памятником Николаю Чудотворцу, поставленному здесь после трагедии в 1994 г. Все делаем быстро, так как времени уже совсем нет, выходим в районе 15:30, что означает что финишировать придется в темноте. Следующая остановка о. Сигнальный. Разрешение на его посещения получено от пограничников.

о. Сигна́льный (яп. 貝殻島 каигара-дзима) — небольшой остров в Советском проливе Тихого океана в составе Малой Курильской гряды. Расположен в северо-западной части банки Опасной между островами Хоккайдо (3,7 км от Сигнального) и Танфильева (4 км). Ближайший остров Рифовый (1,5 км). Длина острова около 200 м, высота 2 м. Глубины моря вокруг острова — до 2 м. Необитаем. На острове имеется автоматический маяк Сигнальный. Маяк был установлен в 1936 году, автор проекта — японский инженер Миура Синобу. Он же является архитектором маяка на м. Анива.

Идея идти на Сигнальный мне совершенно не нравится. О плане там побывать я узнал накануне вечером, поэтому на моих картах, где еще дома расписаны все возможные курсы и расстояния информации про Сигнальный нет никакой. Это на фоне того, что именно в этот день у меня начал тупить ЖПС, переодически отправляя нас на 1000 км в океан. Учитывая что уже целые сутки мы идем в кромешном тумане, такая ситуация с навигацией напрягает. Во-вторых люди, с которыми общались на Шикотане сказали, что в пролив Советский лучше не лезть из-за течений, который бывают очень сильными, т.к. это последний пролив перед материковой массой Хоккайдо, а на банке Опасной может быть сильная зыбь. В моей голове сложение первого и второго, дает неплохой такой сценарий заблудиться и оказаться на Хоккайдо, что в моем конкретном случае допустить никак нельзя, да и никому это не нужно. В общем, скрепя сердцем и с надеждой что на той стороне острова тумана нет (над островом светит солнце), выхожу за первыми каякерами.

Подходим к мысу Боевому, и тут на рифах появляется зыбь из того же пролива Юрий. Она не кажется какой-то большой, но мы все-таки берем мористее, на всякий случай. За мысом веднеется маяк на м. Зоркий, до него тумана нет. А вот дальше – белая стена. Словно как в фильме по Стивену Кингу «Мгла».... Но время покажет, ползем в ту сторону, может ее все-таки уносит на юго-запад?

Идем метрах в 200 от берега, который явно в штормовые месяца получает по-полной. Вдруг, мористей Макса, метрах в 50 начинает резко формироваться серия из волн океанской зыби... первые Макс переваливает бортом, они ломаются ближе к берегу, но те что следующиее в сете – явно больше и сломаются раньше. Макс уже развернулся на волну и в буквальном смысле переваливает самую большую, плюхаясь носом на ее обратную сторону. Через секунду волна ломается по всей длинне с глухим рокотом.

-Ты видел этот чемодан? Даже не чемодан это, а скорее автобус, говорит Емич, Давай берем мористей...
Я конечно не против, но вот мне эта волна не показалась чем-то необычным или очень большим. Гораздо больше были волны на Камчатке в 2014 г., ну а на Мавериксе в Калифорнии...
-Да волна как волна... небольшая, ну 1.5 метра в ней от силы, подумаешь! В Калифорнии волны круче..., бросаю в ответ. Но от берега мы все же отгребаем еще метров на 200. Запоминим этот эпизод.

Пока отвлекались на волны, стена тумана приблизилась, и закрыла мыс Зоркий. Мне уже ясно, что на Сигнальный придется грести в минимальной видимости, и пытаюсь отговорить всех вокруг от этого. Однако Макс уже на кромке тумана впереди, народ гребет к нему. Катамаран где-то сзади, не видно. Мое капание на мозги не особо действует на других присутствующих. На кромке тумана происходит такой примерно «обмен мнениями» с Максом (в слегка сокращенном варианте).

- Куда мы идем?
- Куда? На маяк мы идем... давай веди группу»
- Какой нах*** веди?!!! Это бредовая идея идти в таком тумане в малюсенькую точку на карте, я понятия не имею где она и у меня глючит ЖПС!
- Не поведешь? Обосрался ты Гриша. Снова. Теоретик ты! ТЕОРЕТИК!
- Как скажешь, кэп.
- Даня, доставай свой телефон, настал твой здвездный час»...

Во мне все кипит, был бы Макс ближе, кинул бы в него чем-нибудь, потому что по мне лезть в это сочетания факторов не просто большой - гиганский риск, при том что явно Японию мы не увидим, и вообще наверное ничего не увидим. Но так как я в абсолютном меньшинстве ничего не поделаешь. Единственное чего я добился этой паузой – того, что катамаран показался в тумане метрах в 100 за нами. Договариваемся с ним, что идем одним курсом на Сигнальный. Немного легче, так как навигации на кате я доверяю больше, чем Даниному телефону по которому мы сейчас пойдем.



И вот получается у нас такой конвой, 4 каякера впереди, я в 50 метрах за ними, еще в 50 метрах сзади кат, к которому привязаны 3 трансформера одной линией (Убз пока гребет сам). Из-за них катамаран идет медленнее и вся эта группа слегка растягивается. Но держимся вместе. Не выдерживая включаю ЖПС, и вижу что течением нас постепенно сносит в сторону океана от Сигнального. А еще на ЖПСе отчетливо видна госграница, к которой мы приближаемся, словно чужие к команде землян в одноименном фильме... правда до островов еще где-то 3-4 км, поэтому решаю пока не влезать в процесс.

Через полчаса послышался шум ломающихся волн, и неожиданно рядом возник силуэт небольшого островка. Это Рифовый, еще один остров на банке, он юго-восточнее Сигнального где-то на километр – телефон не показывает вектр сноса в отличие от ЖПС. Видимость по-прежнему около 70-100 м. Перекладываемся на другой курс, и идем уже точно на Сигнальный, но в этот момент сзади раздается крик «Киль! Киль!». В какой-то момент Дима на буксире зазевался и плывет рядом с лодкой.

Открикиваюсь в радио авангарду «У нас киль», они вроде перестают грести и застыли на кромке тумана (хотя отчетливо слышно голоса), подгребаю к конвою. Дима держится за лодку, по выражению лица, не особо наслаждаясь происходящим, и, как мне показалось, то ли его укачало, то ли ему сильно холодно. Парни его держат, но ничего не предпренимают, катамаран в 20 метрах. Решаю, что единственный правильный вариант сейчас доставить Диму на кат, так как вода 12 градусов, он в очень легкой одежде, а с лодкой мы будем возиться долго.

Дима повисает у меня на носу, подтаскиваю к кату, сдаю Максу, и возвращаюсь к лодке, ребята уже вроде откачали ее. Пока возились с лодкой, каякеры авганарда исчезли в тумане. Они идут на маяк. Кат тоже отходит, кричу им «Эй, подождите меня», так остаться одному в этом тумане вообще не хочется. Подгреб, связались по радио с авгангардом, и договорились, что надо менять план и ночевать на Танфильева, так идти на Анучина может не хватить времени. С таким раскладом принимаем решение попасть на маяк становится намного реалистичнее, тем более что по ЖПС до него около 600 метров. Макс, кэп ката говорит мне – «Иди впереди, мы будем держаться за тобой». В принципе после того, как ЖПС нормально отразил Рифовый и больше не глючит, я как-то успокоился, поэтому иду строго на маяк, и он вроде как приближается. В этот момент слышим информацию от парней по радио: «Катамаран, акуратнее там, на подходе к маяку ломаются валы». На самом деле где-то слышится грохот ломающихся волн, но мы продолжаем идти.

До цели – 350 м, вот-вот должны увидить маяк, и в этот момент слышу крики сзади «Валы!». Оборачиваюсь и вижу что на самом деле чуть левее катамарана начинают заворачиваться волны. С буксиром катамаран крайне неповоротлив и медленнен, поэтому они моментально начинают разворачиваться. По-всей видимости из-за этого маневра и по инерции всю компанию сносит еще ближе к валам, и они начинают ломаться прямо в непосредственной близи от нас. Впрочем, я уже давно развернулся и нахожусь чуть-чуть в стороне наудалении.

Сейчас, когда пишу это, в памяти всплывают какие-то отрывки этого действия, словно отдельные кадры экшен-фильма, когда выводят один кадр, затем экран погасает, и потом появляется еще один. Вот Костик переваливает через первую волну, вот парни на буксире пытаются этот буксир то ли расптутать, то ли сбросить, вот волна сломалась прямо под Костиком, и она реально не маленькая, но он перевалил через нее... а потом катамаран, по касательной ползет через эту же волну, его наклоняет все больше, но нет, дополз, и ухнул вниз... «Нах** отседова, назад, к острову!» слышу голос Макса с ката.

Кат дает газку, и резко начинает уходить в туман противоположным от маяка курсом. Все отвалившиеся буксируемые либо зацепились, либо гребут изо-всех сил, но не выгребают. Я, в свою очередь, держусь между ними и катом, и кричу кату чтобы притормозили, так как сейчас мы потеряем всех в тумане. Особенно плохо Романычу – у него во время всей движухи развалилось весло и даже его я не вижу, но по крайней мере его видят отстающие. Катамаран притормозил, народ подгребся, вроде валов уже нет рядом. Перевязываем буксир на двоих, Романыч сбоку, Дима уже на кате. Я гребу сам, хотя Женя с ката предлагает взяться за буксир.



В эфир врывается голос Макса. «Парни, это самый ах**нный маяк, который я видел в своей жизни, он просто великолепен. Это нечто!... мы щас пофотаемся и идем за вами». В группе катамарана на эту информацию практически не реагируют. А уже через полчаса на кромке с видом на бухту Зоркую встречаем авангард, который умудрился нас обогнать. Принимаем решение, что ночуем в месте обеда, и идем туда. Ко мне подходит Витя: «Ты че на маяк не пошел...?» «Да как сказать, тут у нас сначала спасы, а потом такое началось...»



Идем группой, я снова присоединился к основной группе каякеров, они довольные, обсуждают маяк. А катамаран немного отстает из-за буксира. Идем по своему же треку что и парой часов ранее. Море такое же тихое, но зыбь переодически прибегает. Показался мыс Боевой, на него мы и берем курс, в то время как кат забирает немного мористее. Иду рядом с Витей, чуть дальше - Емич, Даня и Макс. Вдруг чуствую что меня подняло немного больше чем раньше, начинаю разгонятся и ловлю легкий серфинг, потом волна ушла. «О, Витя!» - кричу: «Так мы сейчас посерфим»... Не помню, ответил ли он что-то, но на следующих паре волн мы пытаемся поймать какой-то подобие серфинга. Волны большие, и явно быстрее нас, уходят ломаясь метрах 70 дальше у берега...

В какой-то момент оглядываюсь и понимаю что меня догоняет очень крутая волна, переваливаюсь через нее без хода, и через пару метров передо мной она ломается... Оглядываюсь снова... метрах в 30-40 еще одна, и она еще больше. Последняя в сете. Поднимается как стена, и я четко понимаю, что вариантов уйти от нее у меня нет. В погоне за более мелкими волнами мы вышли на рифовую полку, а одновременно пришли самые большие волны и они ломаются намного дальше чем те что были раньше. Начиная с этого момента мысли, пролетавшие в голове, словно отпечатались эдаким диалогом с самим собой:

...«Ну вот и посерфили блин... ну надо хотя бы встать нормально и попытаться разогнаться»....

...вроде развернулся, встал перепендикулярно волне и начинаю пытаться топить вперед, но тяжелая экспедиционная лодка совсем не разгоняется, а за спиной раздался грохот рушашейся вниз стены...

...«Ну может подхватит, да не не подхватит скорее всего либо завернет, либо бросит... интересно на какую сторону»...

...Рокот катяющейся волны и чуствую как поднялась корма...

...«вот оно, ну держись»...

...удар по всей лодке, белая пена вокруг, лодка дала дифферент градусов на 40 вперед, и сразу легла правым бортом на волну...

..«О! Держусь на ней – лежу, может... »...

... реально какие-то секунды или доли секунды я удерживаюсь зацепом практически в положении 90 градусов относительно горизонта на волне, но весло стремительно проваливается и меня засасывает в эту стиральную машину, и я каждой клеткой ощущаю всю ту энергию и энерцию массы тащущей меня в этот момент...

... «ух мощная она... наверное это в лавине такие ощущения... да меня на нужную сторону положило... так, щас пройдет и эскимос... черт опять камеру не включил»...

... еще секунды 3-4 меня тащит с потоком, потом волна пошла дальше, отчетливо почуствовал затишье... становлюсь в стойку под винт, начинаю его крутить, и падаю на полпути успев глотнуть воздуха. Одну вещь я не учел. Со всеми этими приключаниями в тумане, на юбке передо мной лежали: карта в чехле (на шнурке привязанном к обвязке), рация (на шнурке привязанном к чехлу карты), ЖПС (на шнурке привязанном к спасу), а в спасе был открыт карман, в котором живет свисток (тоже привязанный к жилету внутри кармана). Что происходит, когда несколько тонких длинных вещей попадают в стиралку? Правильно, их закручивает друг вокруг-друга по самое не хочу. Именно это и случилось в моем случае, карта с рацией намотались в несколько оборотов на весло, так, что оно оказалось фактически привязанным к обвязке. Попытался повторно встать рычагом, но безрезультатно, все равно не хватает весла. Выстегнулся и вылез, первое что услышал, Данин крик «Где Гришка, где Гришка?!!!».... меня не видно, так как волна еще идет, и я с другой стороны лодки... открикиваюсь что все хорошо.

Подходит Витя, у него под руками буксир, которым он цепляет мою лодку и тащит нас в сторону. Отошли метров на 70 с опасного места, рядом Макс, стабилизирует лодку и я стремительно запрыгиваю в нее. Лодка полна воды, так как груженой лодку сливать очень долго и муторно, поэтому качаем насосами... минут так 7-8 на все это уходит, все это время смотрим нет ли других волн. Попутно рассказываю Максу почему не пошел эксимос... Макс так буднично бросает: «Ну значит надо делать выводы»...



Мне по-прежнему не холодно, хотя температура воды 12 градусов, просидел я в ней минут 5, в шортах и рэшгарде, но адреналина по всей видимость столько, что я пока в норме. Гребем все вместе вокруг Боевого, обходя риф, на котором ломалось в обед. В этот момент понимаю, что стиральная машинка раздела еще и на очки Окли...

- Это было брутально, реально страшно смотреть... говорит Емич, который с Витей гребет рядом,
- Блин, да там было 1.5 метра не больше... но да, она была очень очень мощная - отвечаю...
- Даже если 1.5 метра, это были ЧЕСТНЫЕ 1.5 метра - это вступился Витя,
- Наверное... серфить смысла не было, наверное просто тупо нужно было кувыркнуться в стойке под эскимоса... наверное...
- Хрен знает... добавляет Емич...может и получится
- А вообще, парни, у меня возникла теория... я весь день пиз***л на море, на волны там, ныл про то что не хочу на маяк... дух моря все слышал, и решил расставить на свои места... не хочешь на маяк? Хрен тебе а не маяк, спасай там трансформеров... волны маленькие для тебя?? Ну что же получи «маленькую» волну... Короче пиз***ть надо меньше...
- Что-то в этом есть - добавляет Емич...
- Да... но вообще атракцион на все монеты... вернее все то, что нажито непосильным трудом... там часы импортные, очки импортные... щас сидит дух моря и думает, классная у тя снаряга Григорий, ценю...

Мы уже подгребаем к обеденному пляжу. Как только высадились, меня вдруг накрывает холодом так, что не могу сказать ни слова. Колотит не по-детски все части тела сразу... Срочно бросаю все и прямо на линии прибоя натягиваю на себя все что есть сухое вплоть до пуховки и бегу к костру, который уже кто-то развел. Становится легче. Набираем воду, варим и собираемся группой. Реально эмоциональный день, у всех есть что сказать. Рассказываю Максу свою теорию насчет собственного нытья, он хмыкает, и предлагает отрабатывать эксимосов во время шторма по осени. Звучит заманчиво.

Однако, 50x3=180 по прежнему актуально, нам нужен ранний подъем, чтобы подобраться максимально к точке перехода. Значит на Анучина уже нет смысла, по-прямой до Полонского как раз будет третий полтос. Потому что сегодня нагребли второй.



Не смотря на все пережитое, как только закончил писать свои записки, выключился мгновенно. Мысли роятся в голове, но основная из них о том, что сегодня абсолютно все наконец прочуствовали, что такое океан. Как минимум начали что-то понимать...

День 5, 07.08.2017 «50x3=180»

C утра просыпаюсь со сладкой мыслью, что не надо дежурить. За стенами палатки то ли слева, то ли справа, жужжит Карлсон Максов дрон. Значит погода улучшилась, обещанный ветер сдул туман. Макс говорит, что с дрона прекрасно видно и острова, и Японию с «башней мира». На самом деле так и есть, тумана нет вообще, видно все острова – Зеленый, Юрий, Анучина и дальше за горизонт. Без какой-то особой суеты собрались и вышли. Курс на северо-восточную оконечность Юрия, и дальше план уходить за Зеленый на обед, и в точку старта перехода на Полонского.

Кат немного позади, мы выходим каякерская братия растянулась на километр. Проходим траверз мыса Болотного, и тут, на западе... огромный знакомый страто-силуэт. Это Тятя, его прекрасно видно отсюда, хотя до него 100 километров (!), а может быть и больше. Делаем несколько фото, и продолжаем грести, но глаза отвести невозможно. Тем более помимо Тяти видны и Руруй, и Менделеева. Очень ласкают взор эти наши старые знакомые.



Народ взял курс куда-то на Зеленый, они метрах в 500 западнее, так что мы с Максом остались вдвоем – идем на Юрий. Неожиданно рядом всплывает кит Минке. Китов мы видим или слышим уже 3 день подряд. А дельфинов еще чаще чем китов, тут они повсюду. Вот и в этот момент, слышны восхищенные крики наших товарищей в 500 метрах от нас, мимо них пронеслась выпригивая стая дельфинов... о, кстати они идут в нашу сторону... Макс кричит, снимай видео, достал камеру и снимаю... Два дельфина приближаются высоко выпрыгивая из воды, и в какой-то момент, в 10 метрах от нас они оба выпригивают высоко надо водой, и изящно приземляются в воду. Просто отпадный момент. А еще сзади видно Японию, но она уже далеко.



Догребли до Юрия, тут в маленькой уютной бухте со вкусной водой короткий перекус перед еще 10 км переходом на Зеленый на обед. Макс снимает Юрий на дрон, а Женя нашел единственный стеклянный шарик в этом походе. Тут же куча каланов.



Обсуждаем дальнейший план. На северо-восточной оконечности Зеленого перед мысом Вальтона просматривается бухта с заманчивым названием Небывалая. Наверное там очень круто, не зря же ее так назвали? До нее около 10 км, поэтому логично обед устраивать именно в ней. На этом и решаем и выдвигаемся. Каякеры впереди, катамаран чуть позже. Сразу за Юрием пролив Войекова, и дальше вдоль Зеленого как только зашли в него пошла зыбь. Сначала она была не очень большой, т.к. пролив в 5 км закрыт цепью островов Демина, тоже кстати красивейшие острова, но как только вышли из-за их прикрытия, с океана начали приходить настоящие «автобусы». Идем метрах в 300 от берега, и когда эти «автобусы» приходят на берег, даже в бухтах, понимаешь что вариантов высадки там нет. Практически все побережье это такая конкретная костедробилка, одна надежда, что Небывалая закрыта от этого жуткого прибоя и туда можно зайти.



В какой-то момент группа каякеров-трансформеров начинает трансформироваться в подопечных катамарана, который собирает их на буксир. Вот и крайний мыс, все ближе и ближе... бухту видно, а вот прохода в нее вообще не видно. Более того, такое ощущение что рифы тут разбросаны как-то беспорядочно, и волны возникают то тут, то там. Пытаемся сунутся туда так или иначе, но прохода нет. Тем более для катамарана. Похоже бухта Небывалая не потому что она какая-то вся необычная, а потому что там тупо никто никогда не бывал. Но мы идем дальше, катамаран уже собрал всех трансформеров, и немного впереди.

Альтернатива не очень, мы уже прогребли 30, идти еще почти 20, после завтрака толком не ели, но высадиться явно не удастся – идти за Вальтона +5. Решаем, что есть смысл делать холодный обед на воде, у нас есть тушенка в доступе, чай в термосах, всякие там шоколадки, а на кате вроде есть последняя булка хлеба. Отзваниваемся на катамаран, они подтверждают, хорошая идея, но не сейчас, у нас типа тут толчея такая, что надо выбираться – догоняйте.



Толчея и правда такая, что вряд ли удастся сбиться всем вместе, ну а впереди... как-то одновременно все посмотрели вперед, и уже потом делились впечатлениями... прямо впереди, метрах в 500 виднелись два холмика. Подумалось, что это рифы торчат из под воды, но нет холмики двигались на юго-запад, причем, из холмиков они начали превращаться в горки, потом совсем в большие горы, а потом раз-два у них у обоих впереди выросли здоровенные «косы», и они с грохотом упали на риф. Такие волные я видел только на видео про профессиональных серферов.

Уже потом, местные, когда мы им рассказывали, говорили, что именно на Вальтона самые убойные «гавайские» и как нам хватило ума обходить Зеленый по тихоокеанской стороне. Катамаран естественно ускорился, и пытается выйти за эту косу. Мы его догоняем, но очень медленно. Большие волны переодически сначала проходят через нас, потом ломаются на рифе западнее.

Болтанка немного стихла, и рифы уже позади, но катамаран по-прежнему дразнит нас своей кормой в 50 метрах впереди. Выходим с ними на связь, подождите, в ответ приходит – а как вы себе этот совсемтный обед представляете на такой волне, типа пристыковаться не получится. Ладно, хрен с ним, ну хоть хлеба нам нарежите? Без ответа, катамаран начинает дрейфовать куда-то в сторону.

Ну чтож, вполне себе нормальный вариант – банка тушняка на человека, с чаем, посреди Тихого океана. Поели, выпили и вперед. Катамаран уже ушел нормально так. Идем вслед за ними, еще около 12 км до острова и особо его не видно (зато отлично видно Тятю).

Гребем, себе гребем, толчея есть, но уже не такая сильная, порой нас поднимают-опускают «автобусы». Но вот катамаран почему-то застопорился – идем в его сторону. Ага, тут спасы, Костик в воде. Лодка отдельно. Кильнулся, на этот раз спасы организуют парни, я больше снимаю. Спасенного доставили на кат, а вот с лодкой большая проблема. Она полна воды, не только в очке, но и в люках – у Тахе текут переборки. С огромными усилиями втроем сливаем воду, насколько можем, и отдаем лодку обратно на буксир. Катамаран уходит с 2 каякерами и пустой лодкой на привязи, и с Костиком на борту. Костик явно довольный «Экипаж моей мечты», возможно ему уже налили... Серега остается с нами, и в шестером мы идем на мыс Языковый на западе. После того, что мы видел на Вальтона, идти на Полонского где по карте с востока не менее адские рифы не хочется.



Километры убегают на ЖПСе, мы в основном трепимся о жизни, когда в какой-то момент Сергей убегает вперед метров на 150, завидев мысы километрах в 5. Макс начинает его догонять уходит вперед от меня, почти догнал Сергея, мы с Емичем обсуждаем действие сырой тушенки на метаболизм и тут...

Все до горизонта содрогается от громогласного полного злости и отчания... «Пида***сы, ПИ-ДА-**-СЫ!!!» Чуть не выпадаю из лодки, Емич поперхнулся орешками, а с острова в 5 километрах поднялись стаи чаек. Даже море, кажется на секунду замерло и перестало качать, а вулкан Тятя на горизонте от неожиданности выпустил кольцо дыма. Возможно, если бы Висерион умел говорить, то именно так бы прозвучал его предсмертный крик...

- Это Макс, пошли посмотрим, мож случилось что, говорит Емич... Макс стоит нам месте и не гребет, поэтому догоняем его в десяток гребков.
- Что случилось, Макс?
- Что-что... Пида**сы!!! ПИ-ДА-**-СЫ!!, Вернер, суки, я посреди Тихого океана, уроды!!!

У Макса в руках две половинки весла Вернер Каллисте, которое, практически с новья Макс приобрел в начале сезона. Вернер переломился пополам в замке. Просто взял и сломался. Причем свое основное весло Макс отдал Костику, и оно где-то на катамаране.

- Вот же... я думал щас на остров выскочить в одного, отзвониться в офис надо было... вот же щас был бы заплыв в стиле каноэ...

Далее, пока я собирал свое запасное весло, снова последовал ряд эпитетов в адрес компании Вернер, ну вы все поняли... Произведя рокировку веслами (отдал Максу свое основное, сам перешел на гренландское), идем дальше... однако ситуация! Идем дальше, отвыкший от гренландца, прихожу к мысу последним. А тут, болтанка. Северный ветер, наконец раздуло и по воде катятся ветровые волны, ломающиеся тут и там. Но после восточного побережья, все это кажется лужицей, и мы спокойно доходим до катамарана, который стал на берегу, недалеко от того места, где мы обедали позавчера.

На берегу ветренно и неуютно, поставившись, идем на озеро, 10 метров, тут – другой мир. Солнечно, тихо, тепло, песочек на пляжике. Купаемся в озере, вода которого, напоминает заварку, в т.ч. и на дне, когда идешь к середине. Но не смотря на это, пресная теплая вода это очень круто. Анимированная сцена купания красного коня. Без коня. Но с несколькими мальчиками. При этом все это снимает Макс на гопроху, а когда выхожу на берег, подбегает и начинает брать интервью...

- Можно вас спросить...
- Дык это... я же без трусов...
- Ну ничего, я обрежу...
- Что ты ОБРЕЖЕШЬ?
- Что, видео потом, по пояс, ничего не видно будет...




Вечером ветер стихает, и погода дарит нам великолепный закат. Помня о завтрашнем дежурстве, и раннем подъеме с Витей готовим дрова и воду на завтрак заранее. Прошли 53 км, до Шикотана как раз недостающие 30. Ветер NW 5-6 м/c, зыбь NE 2-2.5м, 11 сек.

День 6, 08.08.2017 «8 полинезийский флот, или нам пофиг, у нас же есть каски!»

Ранний подъем и дежурство, быстро но немного накладно, так как все наши дежурства выпали на дни больших переходов. А я-то радовался дежурству в 4 и 6 дни, и не сразу, и потом еще долго отдыхать будем. Накануне по результатам прошедших суток было принято решение, трансформеров отправить сразу вместе с катамараном, не тратя время на перевязку в воде. Поэтому они вяжутся с утра – по два каяка в каяк-катамараны. Ранний выход еще обусловлен тем, что нам нужно ловить отлив, так как именно он, согласно лоции, понесет нас в сторону Шикотана. Прилив же, наоборот, будет толкать в океан.

Каякеры, по этой причине стартуют в 8 и через 40 минут мы на мысу Северном, с этой точки до Шикотана – примерно 25 км и можно начинат переход. Вроде все готовы, на низком старте, но тут процессию останавливает Саша... «Стойте! Стойте, я зубы еще не почистил!». С нечищенными зубами переходить пролив джентельмену ни в коем случае нельзя, поэтому ждем несколько минут, пока Саша усиленно надраивает резцы покачиваясь на волне.



Первые 4 км показывают, что на самом деле течение у нас попутное, примерно 1.5 кмч, и это очень хороший знак. Море на данном этапе даже спокойнее чем вчера, я бы даже сказал приятное. Едут волны, небольшая зыбь, но они такие спокойные, просто не дают заснуть.

Играем сначала в слова, потом в персонажи. Шикотан то видно, то не видно в дымке, но он явно приближается. В какой-то момент опять дельфины, потом кит Минке, а потом показался незнакомы нам плавник... Чего-то странное, но подходим смотреть. Огромная рыбина не совсевм понятной формы – сначала думал дохлая белая акула боком кверху, но нет, это совсем не акула. Да это... рыба-луна. Вот так находка. Плывет на боку, но какая-то вялая. Ходим вокруг нее, фотографируем. Позже прочитал в википедии, что рыба-луна часто поднимается к поверхностным слоям набраться тепла, а вот насчет того что она плыла на боку теории расходятся. Одни пишут что это признак болезни, другие, что именно так они набирают солнечное тепло, не понятно. Но понятно то, что это огромная удача – не так часто в наших краях видишь рыбу луну с каяка.



Идем дальше, в какой-то момент идет более мощная зыбь с океана, но глубоко в проливе она совершенно не похожа на то, что мы испытали вчера. За 4 км до острова неожиданно исчезает туман, и такое ощущение что вокруг нас включили цвет. Именно цвет, море из серго стало синим, остров из черно-серго зеленым, а небо голубым. И сами мы стали какими-то яркими. И хотя попутное течение перестало нас нести где-то на половине пути, а на посделних километрах прилив таки потащил в океан, мы вышли практически туда к мысу Островному.



Отзваниваемся катамарану, предлагаем им следовать прямо в бухту Дельфин, а у нас тут есть дела – заходим в каменный сад на Островном. Так как полный отлив, большинство дырок нам недоступно, но зато очень интересно играть с волнами. Пролезаем в самые узкие из них, Макс кричин «Нам пофиг, у нас же каски»... Каски конечно есть, упакованы подальше от больших волн в трюмы... Но пропустить такие места просто преступление, поэтому идем на риск, и проскакиваем всякие разные котлы. У берега зыбь конечно мощная, и когда она проскакивает через рифы и через разные проходы, а ты находишься рядом – ощущение такое, словно ты летишь на лыжах по лесу, чистый фрирайд.



Катамаран протащил трансформеров, в бухту, мы докатываем последние рифы, и тоже уходим туда. К этому моменту катамаран сходил в дальний угол бухты и возвращается назад. Стоять там стремно, так как нет дров. После поиска места находим его в самой голове бухты, на довольно-таки необычно пляже, половина которого камни, а половина песок под наклоном.



После обеда, на который мы варим борщ, всех разморило. 3 дня напряженных гонок по гряде дали свой результат, и все расслабились как физически, так и психологически. Предложения слазить на соседнюю сопку посмотреть не находит отклика даже у тех, кто обычно старается обязательно выбраться куда-угодно, только не сидеть без дела.



В таком состоянии и проходит половина дня. Завтра – утренний переход в бухту Церковную, где мы будем пережидать непогоду. Пройдено 35 км, ветер 2-3 м/c NW, попутное течение, волна зыбь NE, E 1-1.5 м.



По разговорам с народом – большое дело сделано, и все дальше ожидают отпускной каякинг аля Кунашир 2015. За вечер несколько раз повторилась мысль: «А что там осталось? 70 км за 7 дней... да фигня какая, отдохнем наконец!». Думается мне, что старик Шикотан слушал-слушал все эти разговори, и хитро улыбался в свои седые усы...
но об этом в следующей части...

продолжение тут

вернуться на главную

Хостинг от uCoz