- если какая-нибудь картинка не загрузилась, щелкните правой кнопкой мышки на ней и выберите в менюшке "показать рисунок".
- чтобы прочитать комментарий к картинке - наведите на нее курсор.
- рекламу можно отключить маленькой незаметной серой кнопочкой слева на ней самой, меня она раздражает не меньше вас :)

ВЕЛОЧАМГИНСКИЙ ТРАКТ

Центральный Сахалин
Набильский хребет
9-13 июля 2006 г.

3-10 сентября 2007 г.


«…Ваш вагон отцепили, поэтому идите к начальнику поезда и выясняйте где вас разместят».Приятное впечатление от российских железных дорог, где нам сама билетерша предложила разместить «поудобнее», вернее дать две полки – одна под другой, чтобы было удобно, сразу как-то потускнело. Таких как мы «отцепленных» было еще двое. После некоторых разбирательств, приведших к удалению от места запланированного со Скиером загруза нас водой и пивом, мы отправились в свой 8 отцепленный вагон, который для остальных был неотцепленный. Пришлось уже размещаться в разные купе,что в принципе при наличии разобранного велосипеда было даже лучше. Вот так остались мы без воды и пива, или правильнее оно осталось без нас, так как беготня в уже пошедшем поезде отрезала нас от заветного пакета в руках Скиера... Потеря воды, кстати могла стать проблемой, так как на участке в 40 вело-км про источники питьевой воды никто из нас не знал. Пришлось выкупать весь проводницкий запас жидкостей. Вот так в нашу командО плавно влились шесть пласт. бутылочек по 0,5.

Уже многим известно, что велосипед замечательно размещается в поезде, занимая 2/3 полки над дверью купе. Ничего интересного дальше не было, проболтав где-то до Макарова, мы отправились спать.

Малолетний ребенок, в моем купе оказался на редкость спокойным, но заснул я не сразу, чего не скажешь о меломане с плейером из соседнего купе, который спящим принялся выхрапывать все свои ранее прослушанные песни, а еще была тетя-связист, которая на каждой осотовленной станции сообщала кому-то о своем передвижении, а также жизни своей и страны воообще. Короче Надька-дура, кстати голая;-), чихая и сморкаясь (на нижней полке страдала простудой девица) бродила по долине, храпящей сотней жарких гейзеров... и земля дрожала стуком колес. А вот такие ужасы снятся у нас в поездах:-)

Ворочаясь, прикидывал в уме, какой же будет у нас план передвижения и какие будут варианты. Учитывая приближающуюся плохую погоду, однозначно необходимо было рвать за Овень, который не дай Бог подымется из-за дождей, ну а по-возможности на перевал, дабы переночевать в комфортных условиях у лавинщиков на базе. С лавинщиками мы договорились еще в Южном. А дальше… Конкретного плана у нас не было. Для себя (я - Гриша aka ХайерДжи - который все и записал) наметил, что хочу проехать весь Чамгинский тракт и побывать в устье реки Чамгу. У Шуры (также ВДВ Лосось, который все написанное по-всячески искомментировал) основной целью было посетить какую-нибудь вершину в компании велосипеда. Когда мы начинали обсуждать этот маршрут, я сразу понял, что посещение второй по высоте горы Сахалина ему будет интересно. Таким образом второй базовой целью должно было стать посещение Граничной (1511 м). Ну а все остальное, учитывая отсутствие деталей о том что нас ждет за перевалом, планировать было сложно. Решили все остальные цели отнести к «бонусам». C этой мыслью и погрузился в неспокойную дрёму.

День ОДИН - 4 сентября, «Рывок на восток (57 км)»

Поспать особо не удалось. Проснулся в 3 часа. Спать хотелось сильно, но заснуть больше бы не удалось… Потом с Лососем сошлись на том, что это миф, что можно выспаться в ночном поезде (см. ранее описанный сон), по крайней мере если путешествуешь одну ночь, нефига не высыпаешься. Учитывая что поезд прибывал в 4:20 решил уже дальше не мучить себя, по-тихонечку вынес свои вещи в тамбур. В 3:40 ко мне присоединился Лосось, мы быстро перетащили и его вещи в тамбур и стали ждать высадки. Весль велоскарб занял довольно-таки значительное пространство, и когда выяснилось что кроме нас высаживается еще 3 человека, стало совсем тесновато. Но выгрузились без проблем, поезд нагло отстоял еще минут 5 (наша высадка заняла 30 сек из официальной стоянки поезда в 1 мин) и медленно ушел, и мы побрели к станции в 100 метрах от нас. Была страшная темень, но освещение на станции очень приличное, сама станция даже очень ничего – со скамейками и мы уж было готовились начать сбор вел там, но вышедшая к нам смотритель станции предложила расположиться в зале ожидания, что было очень кстати, ибо комаро/мошарская публика могла сильно нами заинтересоваться.


Зал ожидания превзошел все ожидания:-). В тепле, при хорошем свете велы собирались быстро. В порыве усердия, я решил, что надо накачать получше заднее колесо. И переусердствовал – разодрал крепление нипеля. Пришлось менять камеру - вот так первое поврежедение получось, а мы не проехали и метра. Дальше собрались без происшествий, мне пришлось немного помудрить с расположением сумки и контейнера на багажнике, но в конечном итоге стартанули как только расцвело – в районе 7 утра. При старте Лосось заметил, что я задеваю пятками велотуфлей сумку на каждом провороте педали, и сказал что это плохо, и что сумка порвется. Я тоже это заметил, но поленился что-то сделать. Еще выяснилось что палевская «платформа» - единственное место в районе Ясного-Палево где принимает МТС – Билайн и Мегафон, ради бога, а вот МТС эксклюзивно на вокзале.



Мы поехали через Ясное, стараясь не заблудиться, наблюдая как поселок просыпается вокруг нас. Основная деятельность в это время – в районе кэмпов «Сахалина-2» - именно они должны быть ориентирами при выбирании на федералку и дальше на Чамгинский тракт. Добрались туда довольно-таки быстро, и поехали по скучной, относительно пустой и хреново отгрейдерованной для велы обочине дороги. Время от времени нас пугал ленивый дождик. Обогнала пара машин, и, наконец, через некоторое время мы были на Тымовском мосту. Прямо за ним отворот на Белоречье (получилось 11 км от федералки). На Белоречье нам не надо, нам направо (прямо), и вот мы отправились в долгий 25 км перегон до Овеня, где думали устроить обед. Чуть больше полпути – совершенно скучная, без перепадов дорога (и как мы прошли все это пешком в прошлом году???) до развилки на которой мы остановились. Налево дорога уходит в верховья Лонгари, нам опять прямо. Остановились и уставились на огромный белый, который вырос прямо на обочине. Слегка перекусили (не грибом), гриб мы пристроили на середину дороги... и решили заглянуть, что же это за лес такой, где грибы вот так на обочине растут. Заглянули а там… белые и подосиновики – под каждым деревом, красотища… Так и захотелось провести там пару часов, но времени у нас особо не было, и пришлось продолжить путь.



Дорога от развилки до третьего тымовского моста и дальше до Овеня живописнее, но по-немногу начинает ползти вверх. Проехали этот участок более весело, ожививщийся пейзаж придавал сил. Наконец мы на Овне. А тут людно, мужики на двух машинах что-то ловят с моста. По берегам дохлая горбуша, но немного. Бредем через реку – я решаю что все-таки лучше расчехлить болотники. А Шура это делает почти-что босиком… По его дальнейшим комментариям этот брод по всей видимости самое экстремальное события дня – безумно холодная вода. Даже будучи ярым поклонником хороших современных ботинок, снова и снова убеждаюсь - болотные сапоги это основная обувь для длительных походов в тайге. Даже если вы едете на велосипеде и собираетесь взбираться на наши невысокие горы... На той стороне реки выясняем, что воды чистой близко нет, поэтому решаем продвинуться до следующего ручья. Вообще, у меня начисто вышибло из головы, где этот ручей может быть, и я приготовился ехать несколько километров. Однако уже через 500 метров мы нашли приятный ручеек прямо рядом с дорогой и на месте устроили первый перекус. Между ходом выяснилось, что Лосось был прав относительно контакта пяток с сумкой, и с одной стороны она пошла на разрыв. Пришлось слегка таки перепаковываться, так чтобы не касаться, а зашивал я уже потом, на базе… Все это продлилось минут 40, фиесту из пересоленого супа приготовленного на газу прервал дождик, в связи с которым мы срочно перепаковались, принеся в жертву наушники плеера (правда про эту жертву узнали дня через два), и отправились в путь.



Дорога становился все круче и круче, мы ехали все медленее и медленнее... все-таки уже сорокет разменяли. Вообщем, ничего особенного дальше не произошло, где-то к 4 часам мы подъезжали (честнее будет сказать подходили) к домику. И вот она, знаменитая база лавинной службы «Чамгинский перевал».



База законсервирована и закрыта на ключ, но по договоренности с Владимиром Егоровичем Сучковым из лавинной службы (огромное ему спасибо) мы остановились в домике. Было уютно и чисто, правда в домике кто-то все-таки побывал и оставил кучу продуктов в таких местах, где их быстро оприходовали мыши. Пришлось слегка прибраться и выкинуть то, что уже было непригодно к человеческому потреблению. Вообщем, часам к 7 мы уже с комфортом готовили ужин и готовились к вечеру. К 9 я уже развалился и лег спать, день был ударный - 57 км в основном в горку. Надежды на сон были прерваны появлением Сурфа, из которого вышли мужики и попросились на ночь. Мы, конечно же, были не против, и мужики некоторое время шумели за стенкой.

День ДВА - 5 сентября «Мышиное»

Спалось гадко. Я спал на нижней койке, и в определенным момент мне даже показалось что на меня залезла мышь. Я погонял их немного, и потом все-таки уснул, хрен с этим серыми зверьками…. Вообще, мышиным можно во второй день было назвать все. Серую туманную погоду, настрой на продолжение пути тоже - по-мышиному робкий, и поэтому мы даже обрадовались когда сразу после отъезда мужиков в 8 утра ливанул дождь. В течение часа он только усиливался, и мы разобрали уже собранные рюкзаки и продолжили отдых от вчерашних 57 км.

Во второй половине дня дождь прекратился, но ехать куда либо было поздно и мы решили день доотдыхать. За исключением того, что наличие дома возлагало на нас некоторую роль хозяев и поэтому начали хлопотать по хозяйству. Хоть печку мы особо не пользовали, я наколол дров, сгоняли за водой с дырявой 20 л канистрой, а заодно заглянули на снежник. Ближайшая вода, в 2 км от дома – за перевалом на снежниковом ручье (есть правда на перевале, но там 20 литров всеь день надо набирать).



Сначала вроде канистру приспособили под мой багажник, неудачно, она пару раз падала, так что канистру переместили на Шурину вел, прямо на раму Синтези, благо это чудо итальянского велопрома продолжала нас удивлять своей универсальностью – и канистру на нее можно поставить, и палатка под седло без багажаника, и вообще софтейл работает еще лучше под нагрузкой чем, без нее - просто суперуниверсал какой-то.

Дома снова начали хозяничать мыши, разогнав и их, и убравшись, мы потихоньку устроили ужин, Шура испытывал местный источник электропитания в виде нескольких аккумуляторов на возможность зарядки всяких заряжаемых батарей, в первую очередь от спутникового телефона.



Кстати о спутниковом телефоне – исключительно пользительная штучка. Залог и 200 р. в день, и наши родственники были все время в курсе того, где мы были. Правда работал он замудренно - иногда можно было сразу включив - сразу поймать сигнал, а можно было полчаса бродить в поисках спутника. В общем, «в этом году Globalstar что-то мудрит со спутниками, но с Нового года обещано привести в норму». Но в целом мне (ВДВ Лососю) понравилось, я потом, уже в городе, даже на покатушки его брал. Но в каждодневку дорого все-таки - вышло 2275 за связь и 4000 - аренда - итог за 20 дней, чисто отпускной вариант в общем. Но звонить можно действительно отовсюду, даже из густющего леса. И еще есть одна особенность - не знаю как в других, Телит550 включился у меня в рюкзаке при выезде с Палево, просто придавилась кнопка "вкл", поэтому обклеивайте ее о кругу скотчем или резинкой какой, чтобы она оказалась как-бы внутри, для исключения случайного нажатия, ну или снимайте батарею, только боязно, вдруг телефон распрограммируется.
В общем, телефон честно попринимал в рюкзаке, поэтому и батарейка подсела прилично, что далее наложило отпечаток на последующие остановки на отдых всего похода - типа если планируется остановка больше часа - батарейку на зарядку. Благо в этот раз для подзарядки музычки (плеера и усилка) я взял 9 вольтовый блок-сборку из пальчиков Дюраселл, пришлось использовать его для телефона.

А вообще на базе там много аккумуляторов, но все разряженые. Вообще, по хорошему, если они не используются то надо их оттуда удалить, а то ведь от них всякие испарения идут, и для тех кто там живет это совсем не хорошо.

-Что завтра?, спросил Лосось

-Поедем к морю, сказал я

-А если хорошая погода?

-Тады полезем на Граничную, я наверное тоже с велой полезу..., ответил я, хотя честно, даже на тот момент мне это занятие представлялось, мягко, совершенно бесполезным...

Где-то сразу после этого диалога я пошел спать, максимально защитившись от мышей, заложив дырки серьезными книжками Набокова и Солженицина.

День ТРИ - 6 сентября, "Веловознесение на Граничную"

На этот раз мыши нас особо не доставали, ночных гостей не было, и мы хорошо выспались. С утра – погода звенела. После кратенького дождика, все – ни облачка. Ну что, надо лезть. Облегчили велосипед – это больше касалось меня, я снял с него тяжелый багажник и сумки. И покатились вниз. На этот раз катилось весело, быстро. И красиво. Шура зафиксировал что-то около 50 кмч, я ехал не больше 30ки. Ровно 2 км от перевала - мы на ручье и начинаем движение вверх.



Отсюда по имеющимся данным всего 3 км до вершины, и где-то чуть меньше 900 м перепада высот. Очень быстро добираемся до снежника, а он-то оказывается не слабый совсем. И вроде бы как таяние совсем минимальное – местами уже дневные подтеки замерзают по ночам. Идем быстро – до первого узкого места. Там большой промыв между двумя скалами – надо как-то обходить. Пролазию в разведку справа, и к своему ужасу обнаруживаю что промыв огромный, и там где я лез, дыра высотой метра 3 высоты. Вообщем сигналю Лососю обходить с другой стороны, что он и делает, вместе с двумя велами.

Дальше зона выноса так называемого 106 лотка – основное тело снежника. Его много, но идем мы осторожно, по краю с южной стороны, там где минимум солнца. Снежника – метров 300, потом все конец... Чтобы не лазить по осыпи организуем тропку сбоку в русло ручья, спускаемся, и просто поражаемся размером. По меркам южного сахалина - нереально это все – снежник высотой метров 5-6, и туда свободно можно загнать самосвал. Вообщем, снега тут в распадок с верху летит немерянно. Дежурные фотографии и мы продолжаем путь к Наташкину камню.



Снежника нет, скачим по камням – Шура в большей степени, т.к. он в ботинках, я в болотниках и мне проще. Отмечаю про себя что а) не так уж это и сложно тащить велу б) а мне это даже нравиться – есть некоторое ощущение «спортивности»... желание затащить и покататься наверху даже усилилось... вообщем здорово. Вот и Наташкин камень... виды все более «кавказкие», дежурные фото и пошли дальше. Оценив участок прямо за камнем, решили, что эти 50 метров можно будет проехать на веле. За камнем кулуар слегка набирает градус, ползлось не так быстро, и Лосось тут стал меня обгонять. На момент выползания на следующий ориентир – яшмовую осыпь по правому борту ручья (если смотреть вниз по течению), и следующей за ней каскад водопадиков – между нами было метров пятьдесят. Вообще, выходы яшмы одна из достопримечательностей этой части хребта. Яшма тут более охровой окраски, чем скажем у нас на Майроском хребте, и в ней меньше кварца. Ползешь на Гуран – ручей вообще красно-розовый местами, на Граничной тоже участок такой… в общем повсюду – вплоть до мыса Делиль-Де-Ла-Кройера…



Тут надо отметить, что для того, чтобы дальше лезть на Граничную, надо выбирать один из кулуаров, которые идут с левого борта. Эти кулуары вычесаны лавинами так, что там кроме травы вообще ничего не растет. Правда нужно присматриваться снизу, чтобы не вылезти на откровенные скалы или в стланик.

Яшмовый каскад, кстати, отличный ориентир, если, поднимаясь, взять перед ним направо вверх (осторожно, тут два кулуара – ваш тот, которые менее явный – выше (левее) чем второй, то выходишь в замечательный кулуар по которому спокойно до ребра, с некоторыми маневрами, вообще без стланика. В этот же кулуар можно попасть и из-за водопада, но тут надо перелезть через куст стланика (именно куст - эдакое разряжение в непролазной полосе).

Вообщем, лезем за водопадом. Сказать что лезем стремительно ничего не сказать, но пыхтим аки паровозы – уклон средневилкинский. За дохлыми зарослями березняка – берем левее в сторону «2-ого замка, на фото» и перебераясь по ребру, выходим на основное ребро. Еще 15 минут и перед нами тренога. Ха! На треногу надо все-таки заехать, а не зайти… вообщем, готовим всю аппаратуру – сначала Лосось – едет, хорош, и вдруг забуксовывает и не заезжает… млин. Я повторяю его неудачу. Но в общем, с натяжкой – на вершину мы заехали.



Что бросается в глаза, так это обилие красного цвета. Черника так покраснела, какая красотища! На верху ветрище, с северозапада, после штатных фотографий, панорамы и т.д. спускаемся на сторону Пурш-пурша и там устраиваем привал

Ниже - 360 градусная панорама непосредственно от треноги - жмите на фото, когда загрузится, наведите на фотографию чтобы браузер предложил вам ее увеличить (появится маленькая кнопочка внизу)



Дежурные звонки, спутники опять от нас бегают. МТС у Шуры кажет три палки, но не соединяет. У меня вообще не работает. Пока вскипает вода, Шура косится на осыпь с востока, и говорит что есть желание катнуть. Сказано сделано, и вот я уже снимаю как он катится вниз. Возвращается, довольный… Вот бы сюда двухподвес даунхильный! Явно если бы не надо было тащить велу наверх, то он бы катнул до низа.



К моему большом расстройству, совершенно нет шишек. Когда я был здесь три недели назад их было море, а сейчас нет. Объяснение тому очень простое – кругом кучи соек, и обломков этих самых шишек. Ну да что поделать.. Вообщем, и мы свою трапезу завершаем, и т.к. на часах уже около 15, начинаем потихоньку спукаться вниз. Очень быстро – в одном месте в кулуаре, Шура даже пытается ехать. Метров 7 проехал, грохнулся и вперемешку с велом вниз. Как это выглядело с моей (ВДВ Лосось) точки зрения, я ехал, прямо вниз невозможно, попробовал траверзом. На траверзе срывает вниз оба колеса, я слетаю с вела, обгоняю его и на заднице с ускорением начинаю скользить вниз, еле-еле зацепился ботинками, но получил рулем по каске от кувыркающегося вслед вела. Было жестоко и сразу подумалось насколько опасны эти травянистые склоны в дождливую погоду. Благо никуда он не укатился, но напоследок по каске рулем получил. Водопад не пролазим – обходим по левому борту. По камушкам наш темп снижается, но все равно идем хорошо. Перед Наташкиным камнем - Шура ухитрается проехать, целых 50 метров. Дальше по снежнику вообще шоссе. Вообщем, через два часа – мы уже в «устье» снежника. И начинаем педалировать вверх. Цитата из Лосося «Вот что думают про нас наши ноги… Весь день прыгали по камням с великом, а теперь еще и наверх ехать надо???»… Еще чуть-чуть и мы дома.



Настроение супер. Первый пункт мы выполнили на все 100%, учитывая то, как повезло с погодой. По случаю, решаем устроить фиесту – отправляемся за голубицей (благо ее как грязи - в 10 метрах от дома). К темноте резко холодает – температура на нуле и мы топим печку. Шура изощрился с маленькой кастрюлькой и изготовил попкорн. И еще устраиваем баню из расчета 5 литров воды на нос. На волосы и пахучие места – хватает. Да, как мало воды надо чтобы почуствовать себя человеком! Красота, день прошел не зря, и даже оживившиеся от тепла мыши уже не вызывают никаких эмоций.

День ЧЕТЫРЕ - 7 сентября, «Обратная сторона Чамги»

Заморозок вообщем-то был – на улице иней и все больше желтых прядок на березках... На 6 утра температура нулевая, но она быстро поднимается. Особо не торопимся, но и не сильно расслабляемся. 40 км, они хоть и под горку, а все равно 40 км. Вообщем, где-то к 10, все собрано, и мы выгребаемся. Уже возникла мысль, что наши бордеры (которые также велостартовали на два дня позже) где-то рядом, и если у них все получится с Лопатина сегодня, то есть шанс что к вечеру завтра мы с ними увидимся. Вообщем, пишем им записку, и начинаем наш путь вниз. Вниз тащит, и дорога здесь по-экстремальней. Особенно после поворота – наклонная осыпь в 100 м обрыв, ой-ей-ей. Короче говоря, 4 км экстрима. Дальше, дорога выходит к ручью, проезжаем поворот к горнолыжному лагерю, не поняв, что это он и есть, и несемся дальше. Виды кругом завораживают, лавинные кулуары наводят дрожь….



Останавливаемся набрать воды с бокового ключа. И не зря, дальше начинаем чуствовать вонь. Хребтовый полон рыбы дохлой, и почти что дохлой. По пути три брода, первый проскакиваем, второй я перехожу в сапогах и переношу снарягу включая велы, Лосось скачет по бревнам разрушеного моста. Я долго думаю, стоит ли переобуваться, или проехать немного в сапогах. Решаю переобуться, и по закону подлости через 400 м – снова ручей, который вроде бы проезжаемый, но с вопросительным знаком. Шура решается поехать, и оказывается обеими ногами в воде. Переобуваться мне лень, но и мочиться тоже не хочется… вообщем решаю проехать с другой стороны – проехал, но намочился… слегка обидно – т.к. дальше воды не было…

Неожиданно лес вдоль дороги превращается в горельник. Выглядит это удручающе, долина очень красивая, но без леса плохо. По прежнему «валим вниз», фотаясь на каждом втором повороте. По ощущениям вот-вот должны выехать на равнину к Загорному, но его все нет… Вдруг, препятствие в виде обрушеного моста. Обрушен он под очень противным наклоном, с велой лезть тяжко. С другой стороны брод под мостом выглядит не мене противно, поэтому решили переправляться по мосту. Вот тут-то так выручавший багажник, стал обузой – как с ним поднимать и таскать велу? Но нет, пробились, перетащили вдвоем. Я про себя решил, что на обратном пути пойду через брод во что бы то не стало.

Продолжение здесь...