- если какая-нибудь картинка не загрузилась, щелкните правой кнопкой мышки на ней и выберите в менюшке "показать рисунок".
- чтобы прочитать комментарий к картинке - наведите на нее курсор.
- рекламу можно отключить маленькой незаметной серой кнопочкой слева на ней самой, меня она раздражает не меньше вас :)

ВЕЛОЧАМГИНСКИЙ ТРАКТ (часть 2)



Дорога выполаживаются, и мы уже не в долине. Через 2 км – Загорный. Решаем заехать, дабы здесь можно узнать дорогу. Слегка офигевшие мужик, объясняют нам что до устья Чамги – 15 км, под дороге, объясняют где надо свернуть (где-то на пол-пути уходит вверх явная дорога, на так называемый 5-ый профиль). в общем, решаем, не обедать, а рвануть прямо туда.

Сказать что дорога нудная - ничего не сказать. Особенно после выезда на 5ый профиль. Абсолютно прямая линия, море где-то там, но едешь, едешь и конца этому безобразию нет. А вокруг, вообще натуральный «мертвый лес» чернобыльской зоны отчуждения. Сгорело все, включая перевалочные базы лесорубов. в общем, «зона».



Где-то за 3.5 км до устья, быстрый перекус, и потом уже завершаюший рывок. Отмечаем про себя, что эти 3 км – грунт в перемешку с глиной, а местами сплошная глина. Это значит, что если завтра пойдет дождик, то мало не покажется. Море уже прям перед нами, но прямо перед морем – 50 метров грязюки. в общем, начинаем ехать, и у меня, то ли за счет веса, то ли передачу вовремя сбросил, или просто не хотелось пачкаться - в общем удается "выпедалировать", по другому это не назовешь. Шура чуть-чуть заехав и поглядев на это безобразие проходит пешком.

Неожиданно – вид с обрыва на устье. После нудятины 5го профили впечатляет. Выкатываемся к морю, и тут еще одно препятствие – речка прижала к обрыву – чтобы выйти на пляж, надо ее переходить. Лезть по разлагающейся рыбе не улыбается совсем, особенно Лососю, которому ему это проделывать босиком, поэтому исследовав склон, решаем что можно пройти, и уходим на юг, а не через реку.



Идти совсем немного и мы выходим на широченный усыпанный плавником пляж. Плавника ой как много, мы выбираем местечко чуть вдали, где стоит примечательный пень, и решаем встать там. GPS кажет 42 км. Приехали. Устье к северу, на юге в 15 км виднются кекуры мыса Делиль-Де-Ла-Кройера.

Ветер сильный, и солнце очень быстро прячется за осыпью, после чего реально становится холодно. Решаем пока светло немного поисследовать. Шура отправляется на юг, я к устью. Устье кстати интересное – длинная, длинная коса, которая наконец под углом 10 градусов выходит в море, при этом образуется очень интересный перехлест волн. Думается, чтобы выйти из этого устья на байдарке, нужно будет слегка подумать. Тем не менее, по всем раскладам - очень хорошая точка чтобы рвануть на байдарках вниз по одному из самых красивых участков побережья острова. Теперь еще надо разобратсья где будет конечная точка этого мероприятия...



Иду домой, и реально замерзаю. Шура к этому времени сходил на юг, и слазил на осыпь. По его описанию надо было либо ехать по одному из ответвлений немного раньше выехали бы в нормальном месте, или вообще останавливаться наверху. Ну уже и палатка стоит, поэтому разводим мега костер, ибо холодно. Велы пытаемся спрятать– т.к. в воздухе неслабо соленой пыли, я обматываю вел какими-то обрывками рыбацкой одежки. Интересно, что завтра заржавеет. Перед этим 5 минут перенастраиваем мой передний переклюк, он отказывается переключать вниз на малую звезду. Ужин и отправляется спать. Перед сном дискутируем на тему, если у нас 42 км под горку заняли 6.5 часов, то сколько же мы будем ехать наверх? Решаем, что надо выезжать пораньше, чтобы проскочить глину до дождя. По спутнику пришла важная информация, Андрей нас заберет с Овеня, значит у нас есть дополнительный день.

День ПЯТЬ - 8 сентября, «Выплозаем...»

День 5 «Выползаем…» Честно сказать, я за ночь в своем спальнике с экстримом на –4 озяб. А Шуре вот хоть бы хны, у него транзишн около того. Пришлось одевать термак. Зато с утра ветра нет, на солнышке тепло. Хотя на небе перья, вокруг солнца гало, а на юге какая-то хмарь. Поэтому встали рано, и усиленно собираемся. Тем не менее успеваем поразвлечься, Шура вообще закрывает купальный сезон, вот такое оно Охотское море.



Осматриваю велу на предмет ржавчины. Ага, вот она - на болтах выноса, и на седле. Лосось говорит что еще потом заржавеют спицы. Посмотрим. Собираюсь чуть раньше, т.к. у Шуры вечная проблема «собрать систему», его спальник, и части моей палатки ездят у него на подседельном штыре, без багажника. Я стартую в болотниках, т.к. у меня есть чуство, что если я их не одену, то грязь не проеду. Проскакиваю обрыв «с видом», до свидания Чамгу, думаю мы к тебе еще вернемся. Гыы… В грязи хоть сапоги одел, все равно забуксовал, так что одел не зря. Прямо за грязью пока я переобуваюсь и чищу переклюки от грязи, меня догоняет Шура.



До развилки, едем с переменным успехом, то я впереди, то Шура. Встречается несколько машин. На развилку я приезжаю первым, и долго, долго жду. Наконец решаю вернуться, вдруг что случилось. Проезжаю километр – он едет! Оказывается два раза развалилась «система». Второй раз, когда пытался играть в ралли с Камазом, нда…

За развилкой едется, как ни странно, хорошо. Проскакиваем Загорный, и решаем, остановиться поланчевать где-то за пол км до разрушенного моста. Через час с хвостиком, стартуем, опять я слегка впереди, и выезжаем к броду. Спустившись к нему, ничего страшного не вижу, и пока нет Шуры замечательно переношу велу и рюкзак.

Подъезжает Шура а вместе с ним, легковой, для своего класса чудовищно лифтанутый Ниссан Прерия. Ребята из Ясного расспрашивают нас как едется, мы их – не видели ли они случайно еще велосипедистов. Говорят не видели. Раскланиваемся и они устраивают шоу из переправы, престарелый представитель японского автопрома подтверждает класс.



За мостом, по идее начинается подъем, но в принципе особо не чуствуется. На самом деле, ощущения даже лучше чем за день до этого. Едем, и едется нормально. Броды преодолеваются, хорошо, большой брод я опять переношу велы в сапогах. Все-таки когда знаешь дорогу - легче.



После брода по прежнему, ползем достойно, пополняемся водой, и наконец доползаем до лагеря глыжников. Вот здесь по идее начинается жесть. Именно так, через 500 метров, я просто слезаю с велы и уже просто плетусь рядом с ним до самого снежника. Привал на набор воды, небо над нами разрезает трансконтинентальный Боинг, оставляя гиганский след. Ох и колбасит наверное их там, турбулентность, однако… Вообщем, еще 2 км, и мы в домике. Бордеров наших нема, и вообще никого нема...



Времени до темна еще много, как ни странно вверх мы ехали чуточку больше чем вниз. И устали не так. Наверное психологически это было легче, и мы расчитали свои силы. Вообщем, решаем, что раз такое дело – надо устроить снова мытье, Шура отправляется за водой, а я вновь по голубицу. Вечером, традионный обмыв, и голубичная фиеста.



Вот и вторая цель похода выполнена, мы проехали до устья и обратно. И все прям сложилось, даже дождь не пошел, хотя и по прогнозу и по приметам надо бы ему уже пойти. Опять вечерняя планерка

- Что завтра?

- Ну давай на Сказочный город, перевал Шонова попробуем...

-С велами?

-...Неа, там кусты...

- Ладно

День ШЕСТЬ - 9 сентября, «Не Шонова!»

Мыши избрали новую тактику. Они забрались в ящик дровяной, где под дровами куча мусора до которого не добраться, этим мусором и шуршали. Выгнать мышей из ящика не удалось, хотя пытался это сделать в течение получаса. Думал мне одному они мешали, но с утра Лосось тоже пожаловался. Короче, еще раз перебрали все что может мышей привлечь, и на шкафу появилась записка для народа, чтобы не оставляли продукты где попало.

Но, цель дня находилась где-то в 6 км от нас (по прямой), поэтому мы долго не ждали, и выдвинулись на велах вниз к Базовому ручью - опять была написана записка для товарищей бордеров, по нашей логике, ну уж на этот день они точно должны были появиться на перевале.

Спуск до Базового занял минут пятнадцать. Дальше, около 15 минут вдоль ручья, мимо живописного водопадика, в котором была куча форели, и велы были спрятаны в кустах. Мы отправились вдоль ручья наверх.

По информации которая была у меня нужно было пройти 10 минут вверх по течению, и затем свернуть направо, откуда до Шонова – 40 минут. Вобщем-то, мы так и сделали, когда показался мини кулуар справа, правда у Шуры было желание пройти чуть дальше.

На что я, кропотно изучавший за день до этого карты на лавинной станции, был абсолютно уверен, что идти надо именно здесь. Тем более, набор высоты на глаз был не более 150 м, что совпадало с той информацией которая была у меня. ЖПС тоже вроде казал что мы должны идти именно по этому ручью (почему-то я решил забыть, что вражеский аппарат врет на 200 метров на восток…)… Короче, «Выглядит легко и близко, значит оно - лезем», примерно так я аргументировал наш выбор, и мы пошли.



Лезть было на самом деле не сложно, правда Лосось несколько раз выссказывался относительно нецелесообразности пешего туризма. Если его послушать, то выходило что с великами было бы куда веселее… Да уж. Поражало, что даже из такого пологого кулуара вылетают совсем не слабые лавины – о чем свидетельствовала неслабая полянка с обратной стороны ручья прямо напротив кулуара (обратите внимание на предыдущем фото). Вообщем, долезли мы минут за 40-50, и я с надеждой начал продираться сквозь кусты стланика, ожидая что вот-вот покажется необыкновенный, по словам знающих людей, уютный и безумно красивый перевал Шонова, мечта для ночевки и всякие другие эпитеты. В общем он показался… по ЖПСу всего в 700 метрах по прямой… а между нами были два отрога северной вершины Гурана – жутко заросшие стланником. Обидно, однако…



Окончательно не потеряв надежду, я начал продираться наверх к останцам, которые виднелись в 50 метрах выше. Стланик и правда был конский, но наконец я вылез на первый останец. Чтобы увидеть еще один, а за ним еще… вобщем, на третьем я остановился, и решил ждать Шуру. По высоте получалось ровно километр. Крутой уклон на этом заканчивался, но до северного Гурана было около километра по отрогу, который был закрыт еще одним пупом в 100 м.

Шура появился минут через 20. В результате краткого совещания, проведенного нами, он наотрез отказался идти дальше. Решили заланчевать прямо на месте, ну и потом спускаться вниз. Хотя я еще планировал пробежаться немного вперед, посмотреть, что же все-таки там дальше по отрогу, вдруг таки можно быстро пройти.

Местечко было из серии «мечта моджахеда». Дорога, просматривалась очень хорошо, с двух сторон. Устанавливай крупнокалиберный пулемет и мочи всех… Ну а вид на Граничную был вообще исключительный.



Я собрался, и все-таки пошел дальше. Продравшись через стланик, оказалось что я не ошибся, и прямо за пупом открылась расщелина по которой очень комфортно можно было бы идти дальше. Я прошел еще метров 200, и дальше открылось, что расщелина продолжается практически до перемычки с отрогом который вел к перевалу. Где-то около километра, правда в самом конце, все равно пришлось бы продираться через стланик, да и сама расщелина была местам полна кустов. В смешанных чуствах я вернулся назад и мы взялись за готовку обеда.



Во время обеда выяснилось, что свинная тушенка Главпродукта произведенная в г. Мценске – полнейшее фуфло. Во всей 300 г. банке не было ни кусочка мяса, один жир. Вообщем, выкинули мы содержимое этой банки, саму банку обожгли на горелке, дабы не оставлять наверху. Не смотря на то, что дальше мы уже идти не собирались, идти вниз сразу не хотелось, уж больно красивые места были вокруг. Мы лежали и наслаждались видом и теплым солнышком. Видно было перевал, а также окрестные горы – мечта фрирайдера. Правда, по всем раскладам выходило что кататься здесь вообще нельзя, настолько все выбито лавинами, куда ни сунься. По ходу сделал пару интересных фото, но Сказочному городу придется подождать до следующего сезона…

Мне не сиделось, и я отправился на запад, посмотреть можно ли спуститься напрямую на дорогу, этот путь казался ближе. Так оно и было, и мы решили спускаться именно там. Как потом выяснилось это был 54-ый лоток. Еще нашлась довольно-таки крупная брусника, который мы не приминули полакомиться.

Решено, ползем вниз. Вообще, казалось, что проскочим ну может за 30 минут максимум. Получилось больше часа. Вверху спускалось хорошо, а вот к низу. Высокотравие, в сочетании со ступенчатым ручьем и лавинным мусором, в течение полукилометра, это что-то. Не конечно после Курил нас труднопроходимыми участками не удивишь, но тут было скорее «подлопроходимо», т.к. навенуться и что-нибудь повредеть было ну совсем без труда… выползли на дорогу, и поделелись впечатлением, о «коротком пути»… «Добро пожаловать в наш 54-ый», как потом сказал Шура, глядя на Эдди образца 83-го года на моей футболке Iron Maiden…



Пятнадцать минут, и мы снова на Базовом. Велы на месте, мы забрали их и задержались на водопаде, в котором была куча форели. Крючки были с собой, и леска тоже, а вот наживки не нашлось вообще никакой. Короче, рыбы жареной так в этот поход на поесть было не суждено. Наконец, снова выбравшись на дорогу отправились к домику. По дороге я слегка задержался, расследовав странную модификацию лопуха, который мне кажется смешался с другим представителем местной флоры…



Бордеры на перевале так и не появились. Их перемещения для нас становились еще более интересной загадкой, мы предположили что они могли проехать мимо домика в лагерь глыжников, но ехать проверять особой желания не возникло. Правда нам таки сообщили через спутник, что вроде на Лопатина у них все срослось, ну и слава Богу. Вечер прошел за сборами – собирались, перепаковывались. Я изучал статистику зимней погоды на перевале между 80ым и 95 годом. Впечатляюще, особенно 91 год, когда только на дорогу сошло 7 с гаком километров лавин из-за глубокого циклона. На память перефотали несколько местных фото с лавинными ужасами и карту лотков в районе перевала.



День СЕМЬ - 10 сентября, «Гонки на выбирание...»

С вечера посчитали, что стартовать надо не раньше 11 часов, т.к. Андрей встретит нас на Оевне, под горку от силы 2 часа. Так оно и получилось. Напоследок прибрались, поблагодарили дом за то что позволил нам так здорово провести время, и отправились в путь.

Вниз ехалось здорово. Опасаясь что мы проскочим всю дорогу, без единой фото, я попросил Лосося меня пофотать в одном месте, которое заранее заприметил. Мы одновременно тормознули для постановки кадра, и услышали предательское шипение из моего заднего колеса… Прокол, причем сквозной – «змеиный укус». Одна запаска была испорчена в районе ниппеля, так что ее ставить было нельзя, а вторая ха! – оказалось престой, а у меня на престу адаптеры остались дома. Короче, пока я ковырялся с испорченной камерой, Шура успел заклеить проколотую, ее и поставили. Постановочный кадр все-таки состоялся, после чего я остановился и сделал тоже самое для Шуры, уже без постановки…



То что было дальше иначе как велогонкой не назовешь… Топили мы хорошо, учитывая что дорога с этой стороны перевала в целом в лучшем состоянии чем с другой, уклоны более пологие, и вообще она была знакомая. Практически без остановок долетели, нет, не до Овня, а до того места где у нас был обед в первый, день, помните что там произошло? Напомню – Шура забыл наушники, и надеялся их подобрать… увы, какой-то зверь вытащил их на дорогу, где скорее всего их порвал проезжавший мимо автомобиль. Вообщем, смело можно сказать - наушникам пришел местный родственник известного пушистого полярного зверя.. До Овня добрались за минимум времени, и перешли его. Овень за 7 дней теплее не стал. Решили, что можно наверное велы подготовить к поезду – и вымыли их до блеска, а также перепаковались. Повеселили нас проезжавшие с Чамгу мужики – остановились сдали назад и спрашивают «Ребята, а у вас пивка случайно не осталось…» Ндаа…



Ровно в назначенное время мы услышали знакомый звук карбюраторного мотора Жигулей, и увидели Андрея, который подъехал к нам. Долго не собирались, и упаковав велы и рюкзаки в Жигули поехали прямо в Тымовск. В принципе можно было бы конечно еще 10-ку проехать, но на момент когда мы пришли к этому выводу, было уже поздно. По дороге остановились на Лопатинской развилке, где все-таки наблюдали следы наших друзей, но куда они проследовали после Лопатина так и осталось до нас секретом. Если хотите прочитать что было у них – жмите сюда!

Продолжение дня было классическим возвращением в цивилизацию. Огромное спасибо Андрею который не только довез нас до Тымовска, но еще и приютил на пару часов до поезда – с удовольствием поели пельменей и пообщались. Он подразнил нас своими фотографиями, особенно зимними – поразил сезон 2005 года, и то что было с домиком. Вот две фотки в сравнении… этим летом (из прошлого похода) и той зимой…



В качестве эпилога

Дальнейшее наше возвращение было ничем особенным. Два велика конечно помещаются в купе хуже, и я спал в обнимку со своими колесами. Но сильно это не мешало. Южный встретил нам свежим воздухом после дождя, и полные позитива мы отправились домой….

Вот таким вот оказался поход через замечательный Чамгинский перевал. Огромное спасибо ему (перевалу), за то что пустил, ну и всем тем кто позволили нам так здорово провести эту неделю.

В конце, хочется сказать пару вещей относительно данного похода, в ретроспективе. Сначала о том что понравилось. Вообще, поход получился исключительно позитивный.

- Естественно, сам по себе маршрут можно смело назвать мечтой велосипедиста – идеальная (за исключением мостов) длинная дорога, с потрясающими видами и практическим отсутствием машин. С огромным удовольствием проеду его еще раз. Ну а если устроить машину сопровождения, которая бы позволила ехать налегке, маршрут вообще получается курортный. Вообще, в этом краю вариантов для маршрутов море. А ну и с погодой нам тоже очень повезло – отдельное спасибо духам гор…

- Особым позитивным моментом всего похода, стало то, что мы 5 из 6 ночей провели в замечательном доме лавинщиков, за что еще раз огромное им спасибо. Можно сказать что это было не совсем спортивно (ну да, скажите это нам после веловосхождения на Граничную и 57 км в горку), тем не менее, это однозначно скрасило наше время. Не может не беспокоить судьба этого дома, все-таки за ним нужен глаз, т.к. бедовых людей в наше время полно. Дай Бог, чтобы у лавинщиков получилсь переорганизовать его под туристическую базу, глядишь и простоит столько сколько уже простоял.

- Большим плюсом для меня в этот раз было использование багажника и сумки-штанов на нем. Хотя Шура менее положительно мнения о нем, все-таки маневренность и, главное, в мобильность велика уменьшается кратно, тот факт, что 40% моей нагрузки ехало в этот раз не в рюкзаке, а на велосипеде. Я могу сказать, что при далекой поездке это большой плюс… Большое спасибо нашим корейским друзьям в Пусане, в магазине которых я его приобрел… Вообще, большое спасибо производителям велосипеда Felt за то что он очень достойно выдержал испытание моим весом, дорогой и т.д. Ну и ребятам из Снаряги , которые его привезли его на остров.

- Еще одним большим плюсом было наличие спутникового телефона. Мы держали связь практически каждый день. Правда без Шуриного колдовства с самоделными зарядками, дохлая батарейка которую дают в аренду долго бы не протянула (проверяйте когда берете в аренду – новые батарейки держат заряд неделю) но при любом раскладе спутник рулит. Даже в условиях когда спутники постоянно сбегают на передислокацию…

- Наконец практически все время мы готовили на газу. И готовили очень эффективно. На двоих мужиков, практически с трехразовым питанием круглого маленького балона Ковеи хватает на 2.5 дня. Газ рулит, как отметил Лосось – чем дальше, тем больше мы идем к цивилизации…

Ну и пара моментов которые все-таки были со знаком минус. Во-первых мы слегка лохонулись с картами. В этот раз просто не взяли, и очень зря. Тоже самое касается моего ЖПСа, который я грозюсь настроить последние 2 года, чтобы наконец не было сдвига на восток. Эти вопросы в следующий раз нужно обязательно предусмотреть и пересмотреть свой подход к ним.

Сгоревший лес от Загорного и до устья Чамгу произвел самое что ни на есть жуткое и удручающее впечатление. Прошло уже 10 лет с момента пожара, а восстановление здесь минимальное, мертвый чернобыльский лес… Поэтому и хочется еще раз обратиться ко всем – люди, следите за огнем. Просто убивает, когда уходят, и бросают непотушенные костры, там где этого делать категорически нельзя.

Не хотелось заканчивать описание такого позитивного похода на минорной ноте, и поэтому еще пара мыслей о будущем. Конечно же хочется вернуться. Не только для того чтобы посмотреть на вершины Балагана, Громова, Водораздельной, но и покрутить педали на этих замечательных дорогах. Мужики которые с нами ночевали первую ночь, говорили что они проезжали до самых Горячих ключей на Луньском заливе со стороны Чамги. Об этом говорят и другие люди. Так что естественным продолжением в будущем может стать вариант пробиться на Чамгинский перевал с севера по маршруту Арги-Паги – Луньские ключи – устье Чамгу – перевал и наконец Палево… посмотрим, может быть получится… А раз уж веловзошли на вторую вершину острова, то почему бы не попробовать первую, где-нибудь вначале лета, например со стороны Пиленги… вполне реально по снежникам. Про то, что хочется велофотографию с Сказочного города, я вообще не говорю…

И напоследок еще одна мысль– уже на в первый раз попадая на Чамгинский тракт, во мне все больше укрепляется впечатление, что это место – идеально для проведения соревнований по мультиспорту… Скажем так в начале июня, представляете – 60 км до перевала на веле, с преодолением таких препятствий как Тымь и Овень по навесной переправе, на подъем на снежник и скалодром на Наташкином камне, спуск на лыжах по снежикам – да хоть куда в это время, можно и подаунхиллить по осыпям, и давануть под 60 кмч обратно до Овня – а оттуда сплавляться да хоть до Ноглик… вот такой вот расклад, кто бы только спонсировал такое мероприятие…

Короче всем спасибо и если нужны будут подробности пишите toyoharasakh@yandex.ru.

Кстати, вот карты нашей вылазки



в начало...