ЭУКАРИОТ ШРЕНКА 2014 - если какая-нибудь картинка не загрузилась, щелкните правой кнопкой мышки на ней и выберите в менюшке "показать рисунок".
- чтобы прочитать комментарий к картинке - наведите на нее курсор.
- рекламу можно отключить маленькой незаметной серой кнопочкой слева на ней самой, меня она раздражает не меньше вас :)

ЭУКАРИОТ ШРЕНКА
13-19 марта 2014 года, часть 2

День 4, 16 марта 2014 г.

В длинном автономном походе, один из показателей того, что вы «оторвались» от связи с внешним миром, по крайней мере для меня - это очень странные сны. Поварившись в собственном соку, в условиях ограниченного общения и монотонного ритма, подсознание начинает выдавать исключительно выдающиеся и странные картинки и сюжеты. Накануне, Макс развлекал нас рассказом о каком-то замке, с очень богатыми людьми, перед которыми он каким-то образом провинился, и что его сказочным образом спас какой-то добрый кореец. Мои мозги этим утром выдали целых два перла, в одном из которых меня с двумя неопознанными друзьями сбил поезд, и нас потом собирали на генном уровне, и мы проснулись 10 лет спустя, и как все вокруг изменилась...

Сон прервался зовом Дани: «Дежурный, вот твой газ»... Охлажденный до -18 баллон (а именно такую температуру казал градусник) перемещается мне в подмышку, и я пытаюсь вспомнить подробности сна. Странно, как быстро они забываются. Зато вспоминаю, что посреди ночи, я проснулся, и минут 30 не мог заснуть с чувством какой-то тревоги. Накануне Макс рассказывал что-то о том, что с завтрашнего дня начнется альпинизм, и что одно место в пути - 8-метровый козырек, с которого они в январе спускались, вырубая ступени. Меня его энтузиазм на эту тему сильно не впечатляет - я, откровенно говоря, побаиваюсь этого места, представляется эдакая "ступень страха". Ну и других потенциальных мест за одно с ней.

Но с утра, мыслей этих не осталось, тем более мое дежурство, поэтому делаю все очень оперативно. А еще этим утром у меня лично большое радостное событие уменьшающееся в 2 сладких слова. СМЕНА НОСОК. В поход 9+2 у нас по 3-4 пары носок, которые за день ходьбы в ботах промокают до такого состояния, что их можно выжимать. А комфорт ног, в таком походе, с такой дополнительной нагрузкой – один из ключевых факторов. Стоит проворонить ноги, и получаешь очень болезненные мозоли. Еще хуже вариант с отморозкой ног, может довести до того, что придется сходить с маршрута. И хотя мы сушимся в палатке каждый вечер, по часу, а то и более, особо нам это не помогает. Таким образом день смены носок на новую, сухую пару становится воистину знаковой и вожделенной датой. Натягиваешь это трикотажное изделие, смакуя его сухость каждым квадратным миллимиетром ноги, а товарищи смотрят на это грустно-завистливыми взглядом... Собственно говоря у меня сегодня именно такой знаковый день. Однако мы не сдаемся, и продолжаем искать способы высушить носки в течение дня....

Мороз зимой, подобно комарам летом, увеличивает скорость сборов, и мы выскакиваем на маршрут примерно в 9:15. Выходим из нашей котловины, ломая пятисантиметровую корку. Погода шепчет: полностью отсутствует ветер, облака только в районе г. Спамберг, поднимающейся красивым белым массивом на юго-западе.

Идется легко, великая и ужасная 8-метровая ступень страха проходится без каких-либо сложностей, просто снимая лыжи. На самом деле, выглядит оно неприглядно, но к этому моменту намело столько снега, что ощущения бритвы уже не возникает. Ползем, и ползем дальше, гора на подходе смотрится монументально. За 700 метров до вершины, Даня, который выходит вперед, останавливается и начинает натягивать кошки. Дохожу до него и следую его примеру. Только вот одевал я их последний раз 6 лет назад. В результате, всадил себе два зуба кошки в ладонь - брутальные дырки, кровь... Даня видя это безобразие, показывает мне как одеть кошку правильно. Вторую одеваю сам, без членовредительства. Ползем дальше, выходим на пред-вершину. И тут начинается... то что я называю «постановочной лихорадкой». Снимаем, слева, справа, сверху, снизу, с очками и без... В результате, снимается портрет Дани, на котором он на Мэра подъезда не тянет совсем, а больше похож на трансформера Бамблби.

Но все своим чередом, а мы уже подползли к вершине, и как-то обыденно, совсем не героически на нее взошли. Это высшая точка нашего похода, Вершина 925 м. Рудановского. Настроение поднялось на несколько делений – во-первых вид отсюда изумительный: Шренка на юг, Спамберг на запад, Южно-камышовый хребет и Жданко на север, Долинский хребет и Охотское море на восток. Поздравляем друг друга, фотаемся и наступает время идти дальше.

Подхожу к южному краю вершины... тут какой-то подвох, спуска никакого нет, такое ощущение что там обрыв... вопросительно смотрю на парней, а они и не собираются туда спускаться. Даня машет рукой: «Пошли», и начинает сваливаться на кошках прямо на запад... хотя южная сторона западного отрога – один сплошной наддув. Но доверяемся Даниному опыту альпиниста, идем за ним... Погода испортилась, с запада притащило облака, идет снег... видно что это локально, но утреннего чистого неба практически не осталось. Даня сворачивает на юг – нашел дырку в карнизе, и спускается. Мы за ним, снег тут глубочайший – проваливаемся местами по пояс, опасно, поэтому стараемся пройти участок как можно быстрее. В 50 метрах ниже – одеваем лыжи. Смотрю наверх – край к которому я подошел – 10 метровая стенка – обрыв, прямо альпийский вид... Оглянулся, а парни уже укатились далеко вперед, спешу за ними.

Сбросив высоту на 200 метров находим спокойное место, и останавливаемся а обед. Особых эмоций на этот раз нет, лапша она и есть лапша. Выдвигаемся дальше, окончательно переходим на хребет – на восточную сторону. Слева (восток), внизу маленькие склоны и один сплошной обрыв, 45 градусов и больше, справа (запад) тоже крутые склоны, не настолько, и с некоторой растительностью, но все равно из серии «если покатишься по такому, то уже до самого низа, ну, или, до первого дерева». Ну и самое главное, теперь уже не под, а перед нами длинный, острый гребень хребта Шренка. Гребень – словно дорога мощенная желтым кирпичом в изумрудный город. Нет она конечно не желтая, но однозначно дорога, убегающая то вверх, то вниз, на всем продолжении хребта. Ну что же, let the hunger games begin! Сначала все просто, но вот появляются «кочки» и «упыри», которые по мере приближения становятся все выше. На втором упыре, высотой около 10 метров мы упираемся в реальное препятствие. Итак, дано: 10 метровый резкий подъем. Если по хребту, то слева незащищенный ни чем 35 градусный склон 10 метрами ниже переходящий в обрыв и лавиносброс. С другой стороны – тот же уклон, но заросший кустарником с ребром в 15 метрах. Что за этим ребром не понятно. Прямо на вершине упыря – метровый наддув.

Даня отважно, но не очень быстро зарубается кантами лыж и начинает обходить склон слева. Видно что там корка, а под ней плотный фирн. Даня идет медленно. В этот момент я осознаю, что ни при каких обстоятельствах я на этот склон не полезу. Во-первых, это выше моего порога риска, мне просто страшно, во-вторых, объективно геометрия прямых бэккантри лыж позволят цепляться кантами намного лучше, чем моими «приталенными» скитурами. Даня прошел метров пять, в этот момент я громко вслух обозначаю свою позицию: «Я туда не пойду». Даня останавливается, начинает активно представлять свое видение ситуации, Макс все это слушает со стороны. Но я уперся, как в дискуссионный, так и в собственный психологический тупик, и меня на этот склон просто не затащишь. Макс видя все это начинает говорить: «Даня, есть другой путь...» Даня делает еще один шаг в сторону от нас... и у него из под лыж, вниз начинает сползать доска из корки, во всю длину лыжи... Даня удерживается, Макс реагирует на все это: «Так, все назад!». Даня очень аккуратно сантиметр за сантиметром возвращается.

Решаем преодолевать ступеньку следующим образом – Даня поднимается по ребру прямо на верх без лыж, смотрит, как лучше, по ребру или с западной стороны через лес, и мы уже идем за ним. Даня, профессиональный альпинист, делает свое дело быстро, и по его слова, траверзом с запада ни капли не лучше чем с востока. Макс поднимается вторым, выбирая еще более безопасный путь. Забираясь, зовет меня, и я следую точно по его следам. Уфф... поднялись. Есть небольшое облегчение, но однозначно этот конкретный момент был исключительно напряженным, однозначно пришлось преодолевать себя. А напряжение начинает накапливаться. Застегиваем лыжи, и двигаемся дальше на юг. Спуск с упыря совершенно обыденный и простой, по сравнению с подъемом. Мысленно обзываю этот эпизод и само место "прохождение второй ступенью страха".

Перед нами – гора Поднебесная, высотой 690 метров. Ее северная сторона напоминает памятник советским космонавтам на ВДНХ – ребро взлетает дугой прямо к самой вершине. С другой стороны, карнизы здесь правильной квадратной формы, напоминающие крепостную стену. У меня сразу ассоциации с Великой Китайской стеной. Собственно, отсюда и название горы.

Подъем на гору, и преодоление всех кочек, уже не такое напряжное, но достаточно опасное, и мы медленно вылезаем на гору. Даня продолжает идти на лыжах, мы с Максом одеваем кошки. В принципе, подъем оказывается не очень сложным, хотя и медленным. Высота горы даже не дотягивает до 700 метров, но вид отсюда красивый. Рудановского во всей своей мощной красе, и бесконечный Шренк, на юг, на юг, на юг... На спуске обнаруживаем, что начался подлип, идем некоторое время, но он становится все сильнее и сильнее. Скорее всего, Кутузовский перевал: цель на сегодня недостижимая, поэтому не доходя до него около 2.5 км, находим красивый отрог, на котором устанавливаем палатку. Получается красивейший горный лагерь, а погода тут вообще. Ни ветринки, плюсовая температура, и залитые солнцем склоны. Лепота, немного помогающая снять моральную усталость. Сушимся насколько возможно, кушаем и в койку... Обсуждаем разные вещи, выясняется странная вещь: у меня не хватает одного запасного обеда, причем самого вкусного – хемультана. Пытаемся вычислить, что с ним могло стать, на фото моей паковки его явно нет, но Макс точно помнит что отдавал его мне. В общем, этот вопрос становится центральной логической загадкой всего похода, и мы дискутируем о возможных вариантах всю оставшуюся дорогу.

Засыпаю думаю о том, каким для меня был этот день. А был он для меня по настоящему морально тяжелым. Нельзя сказать, что под кочкой я психологически сломался... но прогнулся довольно-таки сильно, и снова, как 6 лет назад, завоевывал свой страх. Courage is not the abscence of fear, помните? Что же, надо собраться силами, поспать, завтра еще один такой участок – по карте второй кластер Шренка по сложности примерно такой же как и первый. Пройдено 11 км. Макс грохнул себе палку, отвалилась корзина – большая проблема, но вроде удается ее закрепить, при помощи серого (розового) скотча, который просто обязан спасти мир поход.

День 5, 17 марта 2014 г.

Встали, собрались и выдвинулись. Дистанционный экватор похода придал немного дополнительных сил, да и хочется уже поскорее пройти самые сложные участки. Кутузовский перевал оказывается не таким уже близким. Вернее, по расстоянию ничего не изменилось, но по пути приходится терять время – после долгого, не особо примечательного траверза – высокий крутой холм, который надо обходить. Даня идет на лыжах, мы с Максом одеваем кошки, ибо траверз с севера, который мы выбрали – крутой, с минимальным количеством деревьев. Кошки держат, но не эффективны, на спуске на Кутузовский перевал долго-долго ползем вниз, пока Даня ждет нас внизу. На этом кошки мы убираем, и больше до конца похода не достаем.

В этот конкретном месте заканчивается первый кластер – хребет выгнут дугой на запад, с большим перепадом высот. Как только проходим дугу, в основном траверзом, по совсем неприятному лавинному склону, пред нами гора Кутузовская. Она не очень высокая (690 м), но очень крутая, и пока мы ползем зигзагом наверх, вершина, нависает прямо над нами, словно мы где-то в Гималаях. Делаем паузы, так как подъем реально крутой, да и мы уже начинаем уставать. Вершина, традиционное фото, панорама, и вниз. Спуск не такой напряжный как подъем, и вот уже мы в седле. Все, привал, время обеда.

Макс варганит свой хемультан, который все ждут с нетерпением, и мы одновременно обсуждаем карту: есть некоторое несогласие касательно того, что перед нами прямо по пути. Обед пролетает быстро, и вот мы уже "снова в седле". Впереди очередной брутальный холмик, на который не понятно как лезть, но как говорят англичане «давайте переходить этот мост, после того, как подойдем к нему». На самом деле, очень часто издалека препятствие кажется совершенно непреодолимым, а когда подойдешь, сразу находятся варианты, или, как раз, наоборот. В общем, подползаем, по пути проходя очень живописные обрывы и наддувы. И вот, перед нами 30 метровый уходящий вверх гребень, градусов 35-40, на лыжах, естественно непреодолимый. Фактически зеркальное отражение первого утреннего холма, но чуть более драматичное с точки зрения уклонов, и обрывов вокруг. Решаем траверзить по северной стороне. Даня идет первый, в какой-то момент попадает на бетонный участок, срывается, и сползает вниз, повисая на лыжах вверх ногами на дереве, сопровождая сие действо каскадом самых изящных походных выражений: про холм, снег, канты, лыжи и их изобретателя, а также его матушку... От помощи отказывается, и пока он выбирается, мы зарубаясь кантами в бетон, проползаем чуть выше. Я, кстати, пользуюсь ски-кошками и на бетоне они работают. Но как только появляется 5-10 см свежего снега, толку от них уже нет. И опять, гребешок, наддувы, и большая гора впереди – г. Новомберского, высотой 771 м. Гора обширная, с вершиной размером с половину футбольного поля , и подъем на нее совсем простой... Наверху останавливаемся на небольшой полдник.

Впервые за весь поход, достаю телевик, т.к. видимость отсюда отличная – «расстреливаю» Рудановского, Жданко, Шренка вперед и назад в «правильной геометрии» так сказать... Продолжаем путь, спуск горы противнейший, совершенно небезопасный траверз по нагретой солнечной стороне... проходим по одному, без лыж. И опять... гребни и кочки, кочки и гребни. Правда, хотя на карте этот участок выглядел, ну очень неприятно, в реале оказывается все очень даже проходимо. В какой-то момент проваливаюсь в трещину по грудь. Лыжи застревают в стланике и я выбираюсь только при помощи Макса. Вдоль наддувов таких трещин становится все больше и больше, и глубина у них большая. В общем, доползаем до очередной череды вершин – гора Чирикова (760 м) с тригопунктом с шестью массивными гвоздями в деревянной подставке для теодолита. Максова палка кстати, держится отлично. В очередной раз серый (розовый) скотч спас мир.

Времени – 4 часа, нам вроде надо добраться до седла, но тут возникает какой-то недетский подлип, что идем мы не просто медленно, а сверхмедленно. В общем, через 15 минут, чуточку отойдя за гору Чирикова, ребята находят относительно пологое место, и мы встаем на ночлег. Высота около 700 метров. Стоим на юго-западной стороне, в 10 метрах под гребнем. Один из нас забирается на самый гребень с телефоном... ба, да тут есть связь!!! Соответственно, эта конкретная точка получает кодовое название «конференц-зал», и мы по очереди ходим туда утолять телекоммуникационный голод. Хуже всех получается у меня, т.к. мой телефон пытается вытащить те 500 писем, которые пришли на мое рабочее мыло за крайние 6 дней, т.к. я забыл отключить прием данных. В конечном итоге я плюю на это дело, тем более в конференц-зале начинает дуть холодный ветерок, спускаюсь в лагерь, и звоню домой по спутнику.

Этим вечером макароны наше все, обычная рутина с ужином, сушкой и запрыгиванием в люльку. Еще один тяжелый день, практически пройден второй горный кластер Шренка, 11.5 км. Тяжело, скорее психологически, чем физически. По результам двух прошедших дней решили, что нашу компанию вполне обосновано можно называть «Трус, балбес и бывалый»... Распределение ролей предоставлю читателю.