Если какая-нибудь картинка не загрузилась, щелкните правой кнопкой мышки на ней и выберите в менюшке "показать рисунок".
чтобы прочитать комментарий к картинке - наведите на нее курсор.

КИЛОМЕТРЫ ТЕРПЕНИЯ

Дневник похода на байдарках вокруг полуострова Терпения,
восточная оконечность о-ва Сахалин, 7-19.08.2009, часть 1

Категория сложности не определена. Судите сами.

ЭКИПАЖИ
Емченко Александр - 'Емич' (1978) Ли Александр - 'Ли’ (1983), Wilderness Systems Northstar, «Норвегия»
Загородний Виталий - ‘Заг’ (1978), Кайко Николай ‘Air_Nick’ (1982), Тритон Ладога-2, «Галатея»
Шищенко Владимир ‘Пастор Шлаг’ (1970), Коновалов Женя (1982), Тритон Ладога-2, «Хэмберу Лэке»
Волосович Данил 'Данила' (1985), Ковалева Настя (1987), Wilderness Systems Northstar, «Альбатрос»
Беляков Григорий ‘HigherG’ (1978), Feathercraft K-1, «Охотоморье»
Картыжев Константин ‘Убз’ (1973), Тритон Ладога-1, «Брунгильда»

нажмите тут чтобы посмотреть на фото нас и наших плавсредств

НИТКА МАРШРУТА
09.08.09р. Суринка – м. Белинсгаузена - оз. Долгое 36,5 км, 7 часов, солнечно, штиль, небольшая зыбь до 1 м
10.08.09оз. Долгое – р. Тернистая - р. Терпения 23,5 км, 6 часов, солнечно, штиль, небольшая зыбь
11.08.09р. Терпения – оз. Лодочное (восток) ок 12 км. 3 часа, облачно, ветер СВ 12 м/с, ветровая волна до 2 м
12.08.09оз. Лодочное - м. Буденовский (первый ручей за мысом) 19 км, 5 часов, облачно, порывы ветра Ю-ЮВ до 8 м/с, волна до 1.5 м
13.08.09м. Буденовский - м. Давыдова - бухта Давыдова (4.5 км до мыса Терпения) 32 км, 7 часов, облачно, дождь, ветер до В-ЮВ 10 м/c, волны и зыбь до 3 м
14.09.09бух. Давыдова - м. Терпения 4.5 км, 1 часа, облачно, дождь, ветер ЮВ 4-6 м/с
15.08.09м. Терпения - м. Георгия - м. Обширный 12 км, 5 часов, облачно, морось, ветер В-ЮВ 4-6 м/c, на траверзе мыса волна до 3.5 м
16.08.09м. Обширный – р. Сабельная - оз. Чан 20 км, 4 часа, облачно, морось, минимальная волна и ветер
17.08.09оз. Чан - оз. Лодочное - р. Незабудка (Шамово) 32 км, 6.5 часов, морось с утра и вечером, минимальная волна и ветер.
18.08.09р. Незабудка - р. Чайка - пос. Владимировка 32 км 6.5 часов, переменная облачностьÿ, волна до 1 м, ветер Ю 3-5 м/с
19.08.09пос. Владимировка - г. Поронайск ок. 65 км 5 часов, облачно, ветер Ю, волна до 1.5 м - перемещались на рыбацкой шхуне



All we need is just a little patience
Said sugar make it slow
And we'll come together fine
All we need is just a little patience
Patience...


Guns'n'Roses 'Patience' 1989

Справка

Полуостров Терпения —расположен в восточной части острова Сахалин. Омывается с востока Охотским морем, а с запада заливом Терпения. Самая восточная точка полуострова, а также всего острова Сахалин - мыс Терпения. Ширина варируется от менее 1 км (перешеек Лодочный) до 30 км, высота до 350 м. Залив и мыс названы в 1643 г., голландским мореплавателем Маартеном Де-Фризом, экспедиция которого долгое время была вынуждена терпеливо ожидать благоприятной погоды в заливе прежде чем она смогла пройти мыс. В настоящий момент большая часть территории полуострова является территорией Поронайского заповедника.

«Кому вообще нужна эта раскладка…»
Пролог

За годы совместного «бухкантри» общения, упорное игнорирование какого-либо централизованного планирования и организации привело к тому, что в качестве тургруппы, мы научились совсем неплохо самоорганизовываться, даже без руководящей линии. Хотя порой, конечно, это приводит к некоторым неудобствам. Тем не менее я особо не дергался, когда собравшись у Емича за 3 дня до старта, с целью обсудить поход, разговоры непосредственно о самом мероприятии особо не клеились. «А че нам вообще заморачиваться с подсчетами, давайте просто увеличим раскладку из прошлогоднего похода пропорционально количеству людей и все будет в норме», наконец предолжил кто-то после 40 минут вялотекущих дебатов относительно того, сколько и какие продукты брать с собой. Сие предложение было моментально принятно, ибо планировать что-то всем было явно в лом. «А что там с разрешением в заповедник?», подкатил я к Емичу с волнующим меня вопросом. «Да Заг подал доки, но не туда, вот седня вернется и будет снова подавать. Ты особо не дергайся, проблем не будет. Вот с заброской все сложнее, машину пока не подтвердили». Хмм... ну что же, это уже традиция... да собственно на самом деле чего там заморачиваться, мы же «пиратская конфедерация»...

Организационные вопросы решались практически на ходу, в крайние 2 дня перед отъездом. Заг – молодец, не подвел, вызвонил и нашел всех кого смог и на поезд из Южного 6 августа мы шли с подтвержденной вахтовкой, а также с разрешением на посещение заповедника в течении двух недель, которое, правда, нужно было забрать при проезде через Поронайск. Как обычно слегка шокировав окружающий народ количеством снаряги, по-маленьку стали грузиться в поезд. В результате снаряга заняла практически целое купе. С целью ее охраны в купе также поместили самого подходящего для этого члена нашей экспедиции, единственную девушку – Настю. На душе сразу стало спокойно.

Жара, кстати, в поезде была жесточайшая, +28, вентиляции никакой, что, впрочем, не останавливает нас от набивания в одно купе с целью отпраздновать начало похода. По нашим меркам, празднование проходит в сдержанных тонах, однако у прошедших представителей транспортной милиции мнение другое. В результате, громкость сбросили на пару делений, но расходиться не стали. Впрочем, учитывая подъем в 3:30 на следующее утро, в конечном итоге часть группы отправилась спать. Часть, это потому, что Загу спать ложиться было нельзя – необходимо было забирать флаги и разрешение на станции в Поронайске примерно в 1 утра. Поддерживать Зага пришлось другим товарищам из его купе, хотя «поронайская бессоница» каснулась практически всех. В частности меня, когда растроенный отсутствием пива Заг одной рукой поднял мою койку, ну и меня на ней за одно, в поисках оной жидкости. И самое главное – ведь нашел и достал!

Кстати, стоит упомнятуть о флагах. Учитывая, что наш поход официально посвящался 140-летию Поронайского района, его Администрация попросила нас поделиться фото- и видео-материалами, а также поздравить жителей района на фоне мыса Терпения, ну и помахать флагами, самого района, а также небезизвестной молодежной организации, на что мы конечно же согласисились. В свою очередь Администрация оказала нам поддержку при получение пропусков в заповедник, за что огромное им спасибо.

«Слышь ситуация...»
День первый, 7 августа 2009 г.

Подъем, как и запланировано, случился в 3:30, и мы по-тихоньку носили вещи в тамбур, забив его по самое "нехочу". За ночь похолодало аж до +25, и в сочетании с физическим трудом нас очень не слабо прошибал пот. Проводница увидив забитый тамбур, поставила задачу, разгрузить 4 каяка, и дюжину рюкзаков и баулов за 3 минуты. Вообще, остановка поезда в Смирных – 4 минуты, но одну минуту она отвела на высадку других пассажиров. Да пожалуйста, нам не привыкать, не в первый раз мы высаживаемся «по-нормативу», и в результате мы его даже перевыполняем, выгрузившись за 2 минуты 50 секунд.



Итак, станция Смирных, 4:30 утро, прохладно, и после того, как разъезжаются сошедшие пассажиры, совсем пустынно. Но вот, Заг находит вахтовку, видавший виды на стройке трубопровода Камаз, который оперативно заполняется нашим скарбом – и наконец-то мы двигаемся вперед, на рандеву с нашими твердокорпусными собратьями, которые ждут нас в 30 км в районе Первомайского. Едется нормально, кто-то засыпает, кто-то трепется, и в районе 7 утра мы нагрянули в лагерь, где нас ждали проснувшиеся Емич, Данила, Буч, а также Цифра которая отдыхала в палатке. Им пришлось ехать отдельно на своем (Емича) авто, т.к. оперативно загрузить и разгрузить из поезда длинные неразборные лодки не представлялось возможным.

Однако незадача. Вернее как-раз задача - на логику и смекалку. У вахтовки нет задней двери, вернее она есть, но сбоку. А еще длина кунга 5.5 м, при длине двойки Wilderness Systems Northstar - 6 м. Начинаем думать. Воспаленные после бессоной ночи мозги продолжает штормить, вплоть до предложения «Слышь ситуация, если веревка крепкая, то можно сзади привязать и тащить...» Для капитанов полиэтилена это совсем не вариант, и в конечном итоге сходимся на том, что попробовать запихать каяки в кунг все-таки можно.



Свершилось чудо! Не смотря на комаров, обрывистый край дороги со стороны двери и настенную агитацию в кунге, в форме объявления, висящего там явно с времен стройки всех времен и народов и гласящее: «Перевоз оборудования в кабине запрещен», лодки заходят практически идеально, правда по диагонали. При этом степень комфорта в кунге значительно понижается, но лучше плохо ехать, чем хорошо идти, особенно с таким-то грузом. И вообще - нас мало, но мы все в термаках...

Вахтовка проезжает Первомайское, и вползает в центрально-сахалинские горы. Ползем медленно, но верно, и никого особо не смущает, что оставшиеся 135 км нам ехать около 9 часов. По-тихоньку разговоры утихают, бессонная ночь дает о себе знать, но вдруг просыпаемся от резко наступившей тишины. Камаз встал - что-то случилось.



Выбираемся из кунга, на самом деле, проблема. Водитель пытается запустить мотор, но стартер даже не прокручивает. В течении получаса понимаем – это надолго и начинаем оценивать наши варианты. Отъехали от Первомайского мы совсем хоть и недалеко, но высоко - практически на первомайский перевал (который, кстати второй по высоте на острове – ок. 750 м). Учитывая, что ждать помощи неоткуда, созревает план – отправить на попутке засланцев в Первомайское и попробовать перехватить Цифру с Бучем, чтобы на них уже ехать в Смирных искать другую вахтовку. Благо с утра бензовозы из Пограничного в Первомайское проскакивают каждые 20 мин. Альтернатива – ждать помощи из Макарова, а это добрых 300 км, и хотя мы вызываем эту самую помощь - по спутнику, когда она будет неизвестно.

Ем и Женька отправляются на попутке в Первомайское, а у нас начинается бесконечное ожидание. Располагаемся на лавинной площадке на седле в 100 метрах от авто. Водитель копается в моторе, а мы каратаем время отсыпаясь и немного употребляя. К обеду появляется подозрение что сегодня мы уже никуда не уедем, и народ начинает конкретно расслабляться. К 16 часам появляется Емич. Новости поганые. В Смирных никто, ну абсолютно никто не хочет срываться и ехать на р. Суринка, конечную точку нашей заброски, даже за баснословные 20 тысяч целковых. Такое ощущение, что кризиса никакого и нет в помине, и деньги народу не нужны. Оно понятно, конечно, что во время путины, техника либо занята, либо денег как раз хватает, ну а учитывая что на дворе пятница – никто не хочет ломать себе выходные. Но все равно мы такого не ожидали. Т.к. вариант с вахтовкой из Смирных обломился, Емич, Цифра, Буч и Заг собираются опять же на машине Емича в нашу конечную точку, в надежде что может быть на стане найдется машина привезти нас.

«А До Вайды – 15 км, не так уж и далеко» , повисает в воздухе. «Слышь у нас же поход по крайним точкам? Ну так давайте каяки в пещеру спустим, будет и крайняя точка, как раз в две недели уложимся». Нет, данное предложение совсем не находит поддержки. Другое предложение свалить по распадкам на р. Лонги и начать поход со сплава по этой реке в Охотское море, также не вызывает ни малейшего энтузиазма.

Учитывая, что у нас с собой две спутниковые трубки, одну отдаем нашим отбывающим товарищам, и обуславливаемся о времени связи, после чего наши разведчики уезжают, забрав полиэтиленовые лодки. Разбиваем лагерь, делаем вылазку за водой за перевал и готовим ужин. В 20:30 появляется механик, с сопровождением, и становится окончательно ясно - Камаз своим ходом в ближайшее время не поедет. Эта информация окончательно переводит нас из режима «расслабления» в режим «полного разгула», и вечер заканчивается бурными возлияниями по поводу и без. Особенно отличается Пастор, который ухитряется выучить кучу фраз на узбекском у наших водителя и механика, а также провести вечер собственных дембельских воспоминаний. Наши товарищи тоже отзваниваются – они добрались до Суринки поздно вечером, и вроде как занимаются нашей проблемой.

«Богачигапу!»
День 2, 8 августа 2009 г.

В 7 утра хорошая новость от Ема. За нами выслали грузовик. Правда ехать он будет часов эдак 8 в один конец, столько же обратно, т.е. в лучшем случае мы попадем в точку старта очень поздно ночью. На улице жара, народ разлегся по кустам, и только мы с Ли развлекаемся тем, что кидаем фрисби, а Пастор вспоминает фразы на узбекском. Вообще у него, по его собственному вчерашнему признанию "С языками очень хорошо, вот только с английским не сложилось". Перед походом, он тщательно проштудировал руско-орокский словарь (ороки (уйльта) - один из коренных народов Сахалина) и теперь практикуется, приветствуя всех: «Богачигапу!», что означает «Здравствуйте!».

В 16 наконец прибыла машина. Это бортовой Камаз, который обычно используется для транспортировки рыбы. Последнее нас не смущает – закидываем всю снарягу в кузов и вперед, Настя с Данилом едут в кабине. Через полчаса мы окончательно теряем чуствительность к запаху в кузове, и просто наслаждаемся потрясными видами центрально-сахалинских гор. Правда местами отроги выгорели совсем недавно, а кресты вдоль дороги напоминают о том, насколько лавиноопасны эти места зимой.



Через час съехали на совсем разбитую дорогу, на юг, в направлении Трудового и дальше в сторону Суринки. Пейзаж - бесконечные низкие сопки заросшие тайгой, и ручьи, да речки забитые рыбой. Вдруг, Камаз останавливается откуда-то из-под кабины раздается подозрительное шипение. По ЖПСу – ну вообще ничего рядом нет, но до Вайды снова 15 км, только уже с другой стороны. Появились версии что во всех поломках виноваты а) карма полиэтиленовых лодок б) Вайда, которая не хочет нас отпускать, и требует занесения каяков в самую глубокую пещеру. Но поломка оказалась не такой страшной, порвало трубку которую водитель тут же и заменил, и через 15 минут мы продолжили путь.



Постепенно монотонность пейзажа, а также медленное передвижение вперед сморило всех тех, кто был в кузове, и только Пастор надев очки летчика 30х годов, рассматривал особенности местных окрестностей. Неожиданно всех разбудил его истошный крик «Медведь!». Сразу скажу, в отличии от Шмидта, это был единственный медведь которого мы увидели воочую в этом походе. Косолапый явно сидел на краю дороги, и когда стало ясно что Камаз не свернет, бросился улепетывать прямо перед машиной. Метров через 100 он нашел прореху в кустах и скрылся в зарослях на опушке леса. Увы, в силу неожиданности и общей неготовности, ни одной приличной фотографии этого события сделано не было. Еще спустя некоторое время мы встретили единственную машину – кран-балку, которая двигалась в обратном направлении. А дальше, долгими-долгими закоулками, скоротав время при помощи возлияний и сайры, наконец-то прибыли в Трудовое. Поселок встретил нас... да никак не встретил. Это место, как уже отмечали раньше , эдакая экспозиция раритетных экспонатов из прошлого, типа бесконечных рассылок, на тему «как хорошо нам жилось в советское время», которые стали популярные в последнее время. Только вместо фотографий пластиковых неваляшек и автоматов с газировкой, между домами в Трудовом стоят абсолютно реальные экспонаты канувшей в лету эпохи развитого социализма. Ну, автомата с газировкой конечно там не было, но был Запорожец, детские качели, велосипед Уралец и т.д. и т.п. Закупив у местных хлеба, мы отправились дальше – до стана на Суринке было еще ок. 50 км, а на часах уже ок. 9 вечера.

Через 3 часа после Трудового, проехав рыбацкий блокпост, в полной темноте мы наконец услышали шум прибоя, и увидели фонари наших друзей. Нас встречали, наконец-то вся группа собралась вместе. Те кто доехал до этих мест накануне, очень неплохо провели время – прогулялись по отличной погоде на юг, до м. Белинсгаузена и на оз. Слоновое. Нам предоставили домик на краю стана, и даже удалось сходить в баню. Наконец, около часа ночи все по-тихоньку улеглось и мы заснули.

«Мы-то тут за деньги, а вы за что...?»
День 3, 9 августа 2009 г.

Встали в 7 утра. Вернее скорей бы всего не встали, но было необходимо срочно разгружать Камаз со снарягой, т.к. машина требовалась на производстве. Разгрузившись, решили собираться, т.к. уже пора выдвигаться. Не особо торопясь собираем лодки возле домика, и переносим их на берег. Погода замечательная. Ветра нет, вода с минимальной рябью и метровый ленивый накат у берега, и практически нет облаков.

Некоторое время раздумываю, как мне одеться, ведь у меня сухой костюм, но как выяснилось за несколько дней до этого на Тунайче, в такую погоду в нем откровенно жарко. С другой стороны если одеть его совсем на голое тело, и потом кувыркнуться в воду с температурой +5, это сравнимо с тем как в одной тонюсенькой мембране выходить на мороз. Решаю одеть базовый слой, хотя конечно особого утепления в воде он не даст, но хотя бы что-то. Старт откладывается, т.к. необходимо перекусить, что мы делаем прямо на берегу. Наконец, начинается долгожданная водная часть нашей авантюры - в 11:30.

Гребется хорошо, хотя я сразу понимаю, что мне придется очень жарко. Практически сразу «пелетон» распределяется по скорости. Традиционно, команда "Галатеи", в народе известная как "Ураган", вырывается вперед, за ними Костик, и Ли с Емичем. Потом экипаж Пастора, Данилы ну и я, в самом конце. К мысу Беллинсгаузена, в 9 км южнее, растянулись хорошо – по радио обсуждаем что надо становиться на обед и за водой – в бухте за мысом. Арьергард в составе экипажей Пастора, Данилы и меня, высаживается – дважды, первый раз не дойдя до точки высадки авангарда около километра. В бухте, кстати, наблюдаем касатку.



Место для обеда выбрал Костик – живописнейший высоченый водопад. Уже готовится легкий обед, пьем чай, фотаемся у водопада, набираем воду. Я, раздеваюсь, и к своему удивлению, сливаю из костюма по 300 грамм пота из каждой штанины. Это меня сильно обескураживает, и я начинаю сомневаться в правильности выбора одежды. Ничего легче костюма у меня с собой естественно нет.



Группа стартует в своем ритме, авангард ушел вперед, как обычно без малейшей договоренности куда мы все-таки идем. Дальше все остальные. Проходим массу красивых скал и водопадов, прямо рядом с нами играются разные морские животные, целые стада нерп и сивучей. Также, путина в полном разгаре – повсюду сети, а в баркасах между ними и берегом и МРСками, чуть в отдалении от берега, работают рыбаки. Мы у них вызываем неподдельный интерес и удивление. С одного баркаса народу прямо так и крикнули: «Ребята, мы-то тут за деньги, а вы за что...?». Ну, вроде как мы деньги уже заработали и типа мы так отдыхаем. Хотя, когда объясняем, что отдых заключается в ежедневной гребле вокруг мыса Терпения и до Поронайска, удивление переходит в нецензурное изумление. Тем не менее, рыбаки очень лояльно относятся к нам, когда я проходил одну из сеток - махнул веслом баркасу с 7 мужиками, явно разглядывающим меня издалека, и в ответ все практически одновременно подняли руку в приветствии.

Пройдя около 15 км, после обеда, подул ветерок и жара спала. Стало немного легче, и мы снова скучковались – 3 экипажа, Пастор, Данил и ваш покорный слуга. Стали выяснять по радио, где же наша конечная точка, но ответа не получили. Уже пройден м. Гвоздева (где я таки думал, что мы остановисмя), и еще один скалистый мыс, за которым мы не обнаружили наш авангард. В конечном итоге по всем раскладам выходило что группа шла на озеро Долгое. Долгим оказались и оставшиемся нам 4 км, но наконец, хорошо выложившись, мы выскочили на берег, где наши друзья уже разбирали лодки и ставили лагерь.



Встали, прямо к северу от замытой протоки озера. Чуть южнее – стан, на котором нам выдали несколько рыбин. Они и стали основой нашего ужина в тот день. Озеро очень красивое, но все буквально падают с ног, от усталости. За день пройдены рекордные для нас 36.2 км, и это первый день похода. На ужин стараюсь выпить как можно больше жидкости и ем жареную горбушу. Как-то незаметно для себя выпиваю три кружки чая со сгущенкой. Зря.



Еще одно значимое событие – крещение моей новой лодки. Ведь это первый для нее поход. Торжественно выносим бутылку шампанского, обливаем нос, пьем, аплодисменты. Отныне мой Фезеркрафт К1 стал «Охотоморьем». И сразу скажу, по результатам экспедиции ей я исключительно доволен, за исключением самых мелочей, с которыми я, кстати, все равно разобрался к концу путешествия. Особенно в первый день меня поразил тот факт, что не смотря на то, что я набрал в очко воды при старте, в самой лодке было абсолютно сухо -из-за специального приспособления-носка, в котором я сижу. Совсем под вечер созвонился с домом, вроде еще один день хорошей погоды, а потом она портится. Ну что же, посмотрим.

«Адмирал, у нас в группе больной...»
День 4, 10 августа 2009 г.

С утра просыпаюсь от того что меня тошнит и полнейшее растройство желудка. Несколько кусков недожаренной рыбы и сгущенка сделали свое дело, и в течении утра я постоянно бегаю подальше от лагеря. Погода снова шепчет – солнце, тихое море и тепло. Народ по-тихоньку собирает лодки. А мне, тем временем, становится все паршивей. Полчаса просто лежу плашмя и пытаюсь чуточку отойти, слышу как Данила говорит Емичу «Ну что адмирал, у нас в группе больной...» и они обсуждают что делать со мной дальше. Но вроде немного отпускает, и в конечном итоге решаю, что пойду один. Разговор шел о том, чтобы посадить меня на место Пастора, но все же решаюсь идти самостоятельно, на этот раз, правда, ничего не поддевая под костюм.



Стартовали без происшествий, и опять "Ураганы" устремляются вперед и ведут толпу. Емич и Данила явно ведут меня, и это правильно, потому что через 500 метров понимаю, что слишком оптмистично подошел к своему состоянию. Гребу сжав зубы и словно в дымке. Никаких мыслей нет, мозгов хватает только чтобы тупо считать гребки. План пройти до обеда 15 км, до р. Тернистой потом - скока получится, но желательно до р. Терпения, а то может быть и до Лодочного. Километры очень медленно бегут на ЖПСе, и когда одометр показывает 5 км, я понимаю что цифры уже плывут у меня перед глазами. Поднимаю голову, и чуствую сильнейший приступ головокружения... приехали, морально я сдался и просто болтаюсь на воде. Подоходит Данил, я обрисовываю ему ситуацию и он предлагает взять меня на буксир, хотя бы на некоторое время. Что мы и делаем, но тут подоходит Емич, с предложением что Ли заменит меня на однерке, а я сяду в переднее очко «Норвегии». Я соглашаюсь, т.к. этот вариант явно эффективнее буксира.



Идем к берегу, и к своему удивлению замечаем Костика, позади нас у берега. У него оказыватеся тоже происшествие – он кильнулся на волне, когда полез по каменным рифам, причем совершил полноценного эскимоса. В обмен за весь адреналин полученный при этом, морской дух Ктулху взял солидную плату – фотоаппарат, термос, запасное весло и кепку. Кстати Костик не стал пытаться забираться в лодку, а выплыл к берегу своими силами, при том что из неопрена на нем только 3мм шорты и бутсы. Говорит, зело холодная вода ускорила процесс выплывания. Однако.

Хотя все это было расказано потом, а пока я лежал на берегу распластавшись, в то время как Емич готовил переднее очко двойки для меня. Правда мне пришлось вствать и укорачивать рулевое «Охотоморья» для Ли. Примерно через 30 минут мы отчаливаем, причем Ли сразу вырывается вперед. Но и я отошел, гребу хотя не так часто и с отдыхом, но все же гребу. «Альбатрос» рядом с нами.



Оставшаяся десятка проходится намного легче, хотя про себя начинаю жалеть, что не пошел на двойке. Моральный настрой так вообще где-то в подвале, я понимаю что сам же и совершил серьезнейшую ошибку, пошел в неопробованной снаряге в серьезную экспедицию. И если лодка в целом не вызвает нареканий, то с сухим костюмом явно пролет. В августе на Сахалине даже на восточном побережье нужно иметь два комплекта одежды – сухарь для холодной погоды, и комплект неопрена для таких жарких безвтренных дней как этот. А на улице кстати +26. Высказываю свои мысли Ему, но он как отличный психолог отвлекает меня разговорами, и вот, мы уже подошли к р. Тернистой.

Речка не очень впечатляет– стоячая вода т.к. русло замыто, на берегу жарища и полчища оводов. Народ заждался нас капитально, и отчаливает практически сразу после того как мы перекусываем супом. Отдыхаю и помогаю Ли со сдвинувшимся рулем. Еще он отказывается от носка, который так хорошо защищал внутренности лодки, потому что он ему мешает. Ну что поделать, на этом заканчиваются мои иллюзии по поводу того, что лодка будет сухой весь поход. Как в воду смотрел, Ли начинает выходить и киляется на первой волне на входе – лодка полна воды. Я даже уже не смотрю на это, и пока Данил помогает Ли с откачиванием лодки, а я снова выхожу с Емичем.

Все идет своим чередом, опять к вечеру немного усиливается ветер и становится прохладнее. Идем в самом арьергарде, и к вечеру мы у р. Терпения. Место очень неплохое, небольшой мысок с кучей рифов, высаживаемся в проход. Вода рядом, правда кругом куча медвежьих троп и следов, в основном к каркасу кита валяющемуся в 500 м южнее. Также на юг очень хорошо просматривается малый полуостров Терпения – та часть что за перешейком Лодочным, и так как перешейка не видно, такое ощущение что это остров. За день пройдено 23.5 км, и у меня ощущение что меня все-таки немного отпустило. А вот по прогнозу с завтрашнего дня начинается веселье – сильный ветер, а потом вообще циклон.



«А может махнем... петлю?»
День 5, 11 августа 2009 г.

Прогноз оправдал себя на все 100%. С утра сильный холодный северо-восточный ветер, разогнал мелкую волну с барашками поверх невысокой охотоморской зыби. Выглядит это все довольно таки безобразно, особенно учитывая то что мы стоим окруженные рифами. Хотя у меня появилась надежда, что наконец мой костюм хоть чуточку реабилитирует себя. Помня об отсутствии воды на Лодочном, и дальше вниз, заполняем все имеющиеся емкости и собираемся, с оглядкой на море, ветер то усиливается, то затихает, но в целом ощущение что состояние воды «рабочее». Часть лодок перетаскиваем на южную сторону мыска, там отличный затишок и проход между рифами, другие лодки решаем не тащить, им предется слегка поднапрячься, т.к. вдоль берега тягун - спокойно может стащить на рифы.

Стартанули Пастор с Женькой, вышли чуточку, покрутились там, и вдруг пошли обратно. Что случилось? Оказывается им показалась что слишком уж сильно колбасит. Но совет мудрейших в составе Емича, Костика и Зага высказал мнение что идти можно. Я воздержался, хотя мне тоже показалось что достаточно безопасно. Выскочили все остальные, и экипаж Пастора оказался последним.

Море на самом деле было рабочим, но из-за ломающихся ветровых волн, частенько возникали неприятные моменты, и у каждого экипажа была моменты на грани киля. У меня сразу после выхода пришлось отрабатывать собственным весом волну, которая попыталась меня кувыркнуть. По этой причине решили идти вместе, хотя Костик, Заг и Коля как обычно ускакали вперед. А шлось как ни странно быстро и весело, ветер в спину - разговаривали, шутили и фотались, порой отвлекаясь на прибегающие волны. Чем-то это напоминало зимний фрирайд, когда необходима концентрация и адреналин тоже рекой, но на самом деле весело и прикольно. Под таким вот соусом мы вышли к мысу Попова, северовосточную оконечность бухты Низкой, с которой начинается перешеек Лодочный.



Прямо на мысу тихо, но сильнейший тягун на юг, пока народ высаживался с целью разрешить некоторые вопросы, нас отнесло метров на 500. Воссоединяемся, и идем вглубь бухты, по прямой. Примерно через километр условия начинают ухудшаться, но мы продолжаем идти. Мористее, на горизонте просматривается что-то типа кекура, о который красиво бьются волны – Ем решает что этот камушек надо заснять. Мы с Данилой другого мнения, начинаем уходить к берегу и вызывать экипажи авангарда, которые сообщают что они где-то в полутора километрах за камнем – четко по центру оз. Лодочного. А вот у экипажа Пастора, «Хэмберу Лэке» (с орокского – «Скользящее копье») рации нет, и мы наблюдаем как они постепенно подходят к берегу и выскакивают, значительно раньше. Решаем по радио с Данилой что он пойдет посмотреть что у них происходит, а я вдоль берега пойду до места общественной стоянки. Ем с Ли к этому моменту уходят далеко в сторону камня.

Иду в 30 метрах от берега - условия уже на самом деле принеприятнейшие. Полутораметровые частые, как на озере, волны, ломающются через раз, да и прилетают на 7 часов - с кормы, если идти вдоль берега. Постояно приходится подруливать, того и гляди развернет и кувыркнет. Замечаю метрах в 800 наших, к ним уже подходит «Норвегия». Еще десяток неприятных моментов на волнах, хотя ловлю себя на мысле - мне это даже нравится – максимальная концентрация и адреналин - словно по карнизу идешь, ну и с костюмом полный порядок – не холодно, и практически не мокро.

Высаживается Ем, без происшествий, делаю разворот и иду на высадку. Вроде все нормально, пропустил волну и выгреб – вот он берег, но тут обратный отток воды настолько сильный, что тащит назад, выгрести невозможно, стащило, повернуло на левый борт, и под углом 240 градусов (на боку, морда под водой), тащит снова на берег. Не то чтобы киль, но на видео выглядит исключительно позорно. Народ ловит нос моей лодки, я выскакиваю без особых сложностей, кто-то подхватывает мою кепку, которую смыло... а вот солнечные очки Ктулху решил забрать себе. Что же, для общего дела - не жалко, может чуточку успокоится? У всех остальных тоже все в порядке.



Прямо на берегу – ветер валит с ног, но только заходишь за гребень – просто таки волшебное место нашли Заг с Колей. У них на такие места по всей видимости нюх. Со стороны озера эдакие широченные трашеи – карманы, в которых вообще ни ветринки, и можно поставить лагерь. Т.к. связи нет, и погода явно не улучшается, вопрос о дальнейшем передвижении даже не стоит. По словам Ема дальше от берега в бухте, на траверзе камня вообще жесточайшая колбаса. Хватит наверное на сегодня. Устанавливаем лагерь, и ждем народ.

Перешеек в районе озера Лодочного всего-лишь 800 м шириной. Несколько тысяч лет назад здесь был пролив – и южная часть полуострова была серией островов. Теперь – две 30-метровые косы с двух сторон. Озеро мелкое и соленое, но на байдарках пройти без проблем. Пресной воды правда в этих местах практически нет.

На наши позывы по радио никто не отвечает, но на северном краю озера через некоторое время просматриваются фигуры. С Емом идем навстречу, и видим – ребята тащат лодки на веревках через заболоченый луг. Сквозь сочнейшие заросли травы, ромашек и ягодники бежим на помощь, и помогаем Насте с Данилой. Байдарки совсем неплохо тащатся по такой поверхности, хотя конечно тащить груженые лодки полтора километра радость маленькая. Выяснилось, что Пастор с Женькой высадились потому, что у «Копья» практически перестал работать руль.



Все наконец-то на озере – Женька решает вести лодку вдоль берега т.к. мелко, Данил сразу начинает выгребать. Стратегии обоих работают с переменным успехом, но наконец вся группа объединяется. Как и полагается, возникает дискуссия, что же делать дальше. Для начала решаем сделать вылазку на западный берег озера и посмотреть, что там в заливе.



С целью обмена опытом и впечатлениями, обмениваем тусуем экипажи– Пастор садится в «Охотоморье», Женька с Данилом на «Альбатросе», а я с Емичем – на «Норвегии». 15 минут, и мы уже на другой стороне, а там... сказать что зеркало – ничего не сказать. Просто абсолютный штиль. На Тунайче даже такого не видел. И какое-то сумасшедшее небо, как будто кто-то кидал огромные камни вверх и в плотном облачном покрове образовалась куча вмятин. Учитывая что прошли в этот день чуть больше 12 км, сразу начались обсужданения «А если бы перешли сразу сюда, да можно было бы и 30ку по западу сегодня...» Но что толку теперь-то. Мы с Емом все же сошлись на том, что в случае если море с востока не успокоится надо будет агитировать народ перескочить на запад, чтобы хотя бы дойти до мыса Терпения. А дальше... хмм... либо идти петлю через восточное побережье, либо возвращаться по западу.







Вобщем именно это мы и начали обсуждать с народом в лагере, причем в основном озвучивался вариант петли. После очередной дюже матерной (как впрочем и все общение в этом походе) дискуссии решили, что пойдем так, ну только если совсем плохо будет с востока. На чем стратегические споры закончились, и мы погрузились в довольно-таки бурное празднование первой полудневки, которая прошла по сценарию классической пьянки – с анекдотами, подколками, неожиданной необходимостью быстро свалить в кусты, и т.д. и т.п. Тем временем море постепенно успокоилось, впрочем как это и предполагалось по прогнозу. Следующая сводка предполагала один приемлимый день на восточном побережье, а дальше много-много дождя и штормовое.





продолжение тут

с удовольствием выслушаю ваше мнение и отвечу навопросы в "Гостевой книге"

вернуться на главную



Хостинг от uCoz