КРИЛЬОН 2013 - если какая-нибудь картинка не загрузилась, щелкните правой кнопкой мышки на ней и выберите в менюшке "показать рисунок".
- чтобы прочитать комментарий к картинке - наведите на нее курсор.
- рекламу можно отключить маленькой незаметной серой кнопочкой слева на ней самой, меня она раздражает не меньше вас :)

КРИЛЬОН ВЕСЕЛЬНЫЙ
6-10 сентября 2013 года, часть 1
Сказка об отпускном каякинге

ЭКИПАЖИ
Емченко Александр - 'Емич', Емченко Юлия - 'Цифра’, Wilderness Systems Northstar
Беляков Григорий ‘HigherG’, P&H Scorpio
Серафимов Андрей ‘Визирь’, Welhonpesa Bigfoot-1
Машарин Михаил ‘Миша’, Wilderness Systems Tsunami 165

НИТКА МАРШРУТА
09.08.09р. Могучи – м. Канабеева - м. Анастасии - м. Крильон 30,5 км, 9 часов, солнечно, ветер ЮВ 3-4 м/c, волна до 70 см, вечером штиль
10.08.09м. Крильон - ур. Чертов Мост - м. Замираилова Голова (бух. Комои) 19,5 км, 5.5 часов, солнечно, ветер С-СЗ 2-3 м/c, небольшое встречное течение (0.5 кмч)
11.08.09бух. Комои – м. Кузнецова - м. Виндис - р. Оненуси 26 км. 7 часов, дымка, ветер С-СЗ, 2-3 м/с, к вечеру штиль, зеркало, небольшое встречное течение до 1 кмч
12.08.09р. Оненуси - р. Китосия 16 км, 3 часа, туман с утра, солнце в обед, штиль, зеркало

«Нет, ну конечно, надо когда-нибудь жахнуть!» - сказал Емич, когда я осторожно поднял тему похода вокруг полуострова Крильон на каяке. Не стоит греха таить, даже три недели спустя после возвращения из Амурской экспедиции , весельная тема была отнюдь не самой актуальной среди наших рекреационных приоритетов. Впрочем, туристы нас поймут: так часто случается, после длительных и серьезных походов, «наедаешься», и некоторое время совершено никуда не хочешь выбираться. Именно по этой причине у нас, нагребших 450 км в очень короткий срок, особого желания отправляться в очередной поход не было.

Если посмотреть со стороны, то байдарочный Крильон напрашивался очень давно. Однозначно знаковый маршрут, учитывая его «крайность»: самая южная точка острова. Исключительно несложная логистика доставки/выброски до стартовых/финишных точек, дающих возможность при желании варьировать длину маршрута от 50 до 200 км. При всем это, время для осуществления похода можно подобрать такое, что он окажется относительно изолированным от разномастной массы отдыхающих. И потенциально – есть множество интересных объектов в пути – как природного, так и культурно-исторического плана. В общем, думалось, неплохой маршрут.

Но вот как-то не складывалось, причем очень долгое время. Отмахивались от Крильона мы год за годом во время летних экспедиций в пользу более удаленных маршрутов, и только в 2010 году Макс наконец стал первым каякером, обошедшим Крильон, причем в одиночку. С тех пор полуостров посетили еще несколько экспедиций, но самое большое количество людей побывавших здесь на байдарках было... целых двое!



Однако к осени 2013 года, ко всем прочим стимулам, для нас с Емичем (а также Данилы) добавился еще один, а именно, с посещением мыса Лах в июле, мы обошли три крайние точки острова – север, восток и запад. Поэтому побывав на Крильоне мы смогли бы для себя закрыть проект Четыре мыса учрежденный ассоциацией. Да и в принципе, хотелось немного «ненапряжного» каякинга, в конце сезона, «чтоб грести, но не каждый день по полтосу». В общем, мы договорились, что в начале сентября, пойдем вокруг Крильона. Некоторое время формировался состав, и в конечном итоге у нас получилось следующее – 4 лодки и 5 человек.

Длину маршрута определили не более 100 км. Изначально, конечно, закладывали около 130 км, но в связи с появившимся вариантами заброски, остановились на к указанной выше цифре. А с заброской, значит, выходило следующее...

День 0, «Заброска», 6 сентября 2013 года

За несколько дней до похода, Макс любезно предложил помочь братьям-каякерам, и совместить ее со своей поездкой на р. Могучи. Несказанно этому обрадовались, ибо это означало «минус 50» км гребли вдоль довольно-таки унылого северо-восточного побережья Крильона.

Впрочем, «минус» полностью гарантирован не был – накануне прошел циклон, и реки Крильона – могли оказаться непроходимыми для авто. В частности, грозная река Урюм, переправа через которую в период большой воды является сложнейшим препятствием, а также другие реки полуострова. Кстати, в самый пик циклона пришла информация, что на маяке Анива застряли два каякера. Да не просто не могут выйти – у них оторвало лодки, нет воды, и пока никто не может туда выехать. Такого рода новости всегда «ободряют» перед началом похода, особенно новичков.

В конечном итоге день ознаменовался сумбурнейшими, по крайней мере, на моей личной истории памяти, сборами. Можно сказать вслепую напихал кучу вещей в баулы в течение двух часов на недельный поход и отправился в точку сбора – у Емичей.

В заброске участвовало три машины – Максова 80ка, FJ-крузер, и квадратный Эскудо. Планировалось идти в ночь, т.к. в это время отливы позволяют пройти большинство сложных рек в пути – Тамбовку, Куру, Найчу. Помимо этого параллельно с нами выехала бригада джиперов- экстремалов на 80ках – с целью пробиться за Атласово. Это прибавляло уверенности.

Начало заброски ничего особенного. Съехав с асфальта за Анивой, в определенный момент мы обогнали команду джиперов, которые решили развлечься поездкой по берегу, в то время когда мы отправились по имеющейся грунтовке.

Но вот он, наш Рубикон – река Урюм. Урюм бывает разный. В середине засушливого лета, он маленький, глубиной от силы по колено, и через него можно проехать на переднеприводной Королле. После сентябрьских дождей или в половодье, это грозный поток шириной около 30- 40 метров, способный утащить армейский Урал вниз по течению. Выезжая на маршрут после мощного трехдневного циклона, мы предполагали, что на Урюме и других реках могут быть проблемы.

Наши опасения подтвердились. Хотя в наступившей темноте, Урюм не казался таким необъятным и грозным, по скорости течения и проплывающим ошметкам деревьев, было ясно, что «по колено» здесь не обойдется. Дополнительно градус «серьезности» в глазах всех участников поднял Макс, начав одеваться в сухой каякерский костюм... Владельцы FJ и Эскудо призадумались.



Тут появились джиперы. Мы их пропустили, и они, слегка позевывая и покуривая, без особых сомнений запрыгнули в свои танки и форсировали реку, припарковавшись на другом берегу, подсвечивая нам путь фарами. Что же, у всех своя планка сложности и опыта. У нас же за исключением Макса транспорт менее подготовленный. В связи с этим водители нашей колонны крутят какую-то хитрую сцепку : Максова 80ка + FJ + Эскудо. Наконец все готовы - прыгаем по машинам и вперед.

Из лифтованной 80ки переход через Урюм впечатляет не сильно. Правда, в какой-то момент замечаю, что в кожаном кожухе раздаточного рычага начинает плескаться вода. Но это какие- то секунды, и вообще сама переправа занимает минуту-полторы. Все, машины на берегу. Идем к нашим друзьям. Ситуация такая: FJ набрал воды, примерно по щиколотку в салоне, что неожиданно, неприятно, но терпимо. А вот у Эскудика ситуация грустная – воды у ребят было по голени, они сидят мокрые, и вода из салона льется со всех щелей. Джиперы скептически на это смотрят, один из них замечает, что больше другу, собирающемуся обзавестись внедорожником, сватать FJ не будет. На этом джиперы исчезают, также стремительно, как и появились.

Мы же продолжаем движение – появился реальный шанс, что сегодня до Могучей мы все же пробьемся. Макс едет по пляжу довольно-таки резво, особо не обращая внимания на кочки, и маленькие ручейки. Другие отстают. Вдруг, в какой-то момент 80ка подпрыгивает на кочке, приземлятся, и у нее гаснут обе фары . Ехать без фар нельзя, останавливаемся. Подъезжают другие машины. Макс долго роется в подкапотном пространстве, да и не он один. Все по очереди тыкают «кнопку горячей и холодной перезагрузки». Не помогает. Предохранители вроде целы, клеммы и провода тоже, что же это может быть? Причины не находим, поэтому появляются мысли о ночлеге прямо здесь. Что не очень приятно, пляж откровенно гадкий. Но тут капитан Эскудо снимает со своего багажника маленькую фару из 4-5 диодов, и предлагает попробовать использовать ее.

Подсоединили: картина маслом. Огромная грозная 80ка, с погасшими фарами и с малюсенькой лампочкой на капоте. Но свет, есть, хотя его чуть больше чем от брелока-фонарика для ключей. Тем не менее, непосредственно перед собой видно на 5 метров, плюс Макс пускает FJ перед нами, в качестве дальнего света. Колонна продолжает свое движение.



С перерывами на переход нескольких вышеперечисленных рек, проезжаем маршрут, и, наконец, наш космический конвой прибывает на планету Могучи. Джиперы давно тут, спят. Макс встречает местного жителя, своего давнего друга. Разместиться в домике не получается, поэтому размещаемся прямо на берегу . Ох, не люблю я расставлять палатку, поздно-поздно ночью в мокрой траве... приходится. За сим, около 2 ночи, отходим ко сну.

День 1, «А я бросаю камушки с крутого бережка…», 7 сентября 2013 года

Утро не очень раннее, погода в норме, но настроение относительно хмурое. Все-таки ночное дает о себе знать. Встаем, собираемся, не быстро, не медленно. У меня почему-то возникает ассоциация со сборами в первое гребное утро во время экспедиции на Терпения . То ли место похожее, то ли тогда так же поздно ночью добрались до точки старта, а с утра сборы.



Стартуем условно в месте, около 11:00. В эскадре 4 корабля и все разные. Один тяжелый крейсер и два крейсера первого и один второго ранга. Емич с Юлькой на двухместном North Star, , Визирь – на Big Foot-е, я на Scorpio и Миша на Tsunami 165. Отчаливаем, и выходим на несколько сотен метров в море, в то время, как наша группа береговой поддержки продолжает двигаться по берегу на авто. Наконец, подходим к первому мысу – Канабеева. Здесь мощнейшие камнепады и непропуски преграждают путь любому движению. Подходим к берегу, еще раз говорим «до свидания» нашим друзьям, и идем дальше за мыс. Практически сразу, за первым непропуском, второй, а за ним, третий. Мыс Канабеева – второй непропуск.



А тут красиво! Высокие, 20-метровые утесы отвесно падают в море. С мыса Канабеева россыпью срывается вода небольшого ручья. А на третьем утесе, самом южном, необычное сооружение: огромная, высотой метров 6, арка. В отличие от других арок, которые мы так любим на сахалинском побережье, эта– рукотворная. Дело в том, что во времена провинции Карафуто, с восточной стороны Крильона проходила пеше-конная тропа. В последствие тропы не стало, но арка, и несколько секций тропы сохранились на берегу.



Причаливаем между вторым и третьим утесами – небольшая бухточка, с валунами. Выхода наверх тут нет, начинаем исследовать утесы по обеим сторонам. Я сразу иду на юг, пытаюсь обойти скалу по воде, в надежде забраться на арку. Увы, это не работает – погружаюсь в воду практически полностью, и к арке залезть нет никакой возможности. Саша, с севера обнаруживает узенькую полочку, по всей видимости, остатки старой большой тропы. Начинает по ней передвигаться. Полочка очень скользкая и неприятная, проходит довольно-таки высоко над камнями и скалами. Народ двигается за Сашей. В это время, прыгаю в лодку, и обхожу южный мыс, высаживаясь прямо за ним, у выброшенной на камне ржавой баржи. Вдоль южной стороны утеса идет явная, широкая тропа, шириной от 1 до 1.5 метров и на нее можно забраться. Карабкаюсь, вылезаю на тропу и подхожу к самой арке. В этом месте ее ширина полки в скале уже 2 метра и… обнаруживаю еще один туннель. Он значительно меньше, чем арка, где-то 1.5x1.5м, но через него я прохожу на другую сторону утеса, в бухточку, из которой пришел, и где ребята, спускаются с северного утеса.

Окрикиваю их, и через пару минут они забираются ко мне в туннель. С севера его вход заросший, и снизу из бухты его не видно. Ходим по тропе, фотаемся, затем народ возвращается к лодкам, а я становлюсь так, что бы сфотографировать их, проходящих мимо арки. Проходят все по очереди, и получается, на самом деле необычно и живописно.



Народ уходит, я прыгаю в лодку чуть позже и догоняю. Море приятное – волнения, ветра особо нет, жарит солнце. Бредем то вместе, то порознь, отталкивая веслами километры воды. Следующая цель – мыс Анастасии, бывший поселок Атласово. При японцах здесь был оборудован порт-ковш, до недавних времен стояла погранзастава. О ее присутствии свидетельствует большая башня, на которой, по словам знающих людей, стоял мощный наблюдательный прожектор. Напротив ковша – два больших кекура, так же очень живописные. Именно башня на горе и кекуры видны в первую очередь оттуда, откуда мы идем.



В группе - три экипажа, Визирь отвалился, и уходит куда-то в море. Там в 2-3 км от берега просматривается банка, на которой лежат тюлени, и птицы. Визирю очень захотелось на них посмотреть. В конечном итоге он возвращается, и к Атласово/Анастасии мы подходим полной группой. Тут немного «штормит», условно конечно, 70см волна, с небольшим сулоем, видно, что сталкиваются течения. Тут же ковш, довольно-таки большой, стоят рыбаки. Сразу за мысом начинается знаменитый залив Морж, который простирается до самого Крильона. Именно здесь, во время глубоких юго-западных циклонов летящих через пролив Лаперуза, отстаиваются проходящие мимо суда.



Обходим кекуры по каналам с востока, и на небольшом серфинге уходим примерно за километр от мыса. В этом месте – очень живописный, двух-струйный водопад, с очень чистой, холодной и сладковатой водой. Также стоит небольшая банька. По имеющейся у нас информации, в этом месте очень долгое время бункеровались водой проходящие суда – с водопада свешивается большой гофрированный шланг. Высаживаемся на берег с целью организовать обед. Пообедав, ждем чай, наслаждаясь теплом и природой. Погода просто шепчет, на дворе – бабье лето. Сидим, кстати, в одних плавках, загораем. Все, за исключением Миши. Миша лежит на берегу, и явно что-то не так. Подходим, спрашиваем, что случилось – оказывается, у него сильно прихватило живот. Возможно, слишком много съел, после длинного перехода или что-то еще в этом роде. В общем, Миша в этот конкретный момент, явно не в форме. Снова ассоциации с походом на м. Терпения. Тогда, на второй день, наевшись полусырой рыбы со сгущенкой накануне, я также лежал на песке, а в последствие, чуть не выпал из лодки.



Обсуждаем дальнейший план. С одной стороны, прошли довольно-таки много, около 18 км, с другой – до Крильона – рукой подать, погода отличная, и с такой скоростью у нас появляется время, поисследовать его окрестности. Но теперь, нужно ориентироваться на больного. Пока обсуждаем всякие варианты, больной встает, и вроде готов продолжить путь. Ну, хорошо, решаем держаться вместе, и идти на Крильон, а если что-то пойдет не так, вставать лагерем «где выкинет». Вышли, море по-прежнему очень приятное, ласковое, ветер практически совсем утих, волны тоже нет. Отходим от берега на значительное расстояние, до 1.5 км, наверное. Впереди показался выступающий контур нашей цели. Я иду вместе с Мишей, остальные слегка впереди. Берег в этом районе довольно-таки обычный пляж, лес и холмы, типичное западное побережье. Собственно говоря, это и ожидалось, на Крильоне «драматичный» ландшафт берега наблюдается «точечно».



По мере приближения к мысу, собираемся в группу. Отлично видны здания погранзаставы, мачты связи, маяк. Море еще большое успокоилось, фактически идем «по зеркалу». Я устраиваю гонку с двойкой, поднимая давно забытый спор: «смешанный экипаж» против «мужской однерки». При большой нагрузке – разницы особой нет, на протяжении 200 метров идем нос к носу, никто не выигрывает.



Прямо на полуострове, который и является оконечностью мыса – рифовая полка. Пытаемся на нее залезть, сходу, застреваем, обходим с другой стороны, ползем вдоль берега. В этот момент – оклик сверху – нас заметили пограничники, просят пристать к берегу. Проблем нет, мы этого ожидали. Выскакиваем, к нам выходит начальник заставы. Проверяют паспорта, справляются о том, зарегистрировались ли мы на выход в Корсаковском отряде. Мы подтверждаем, на чем нас и отпускают с миром, пообещав, что в случае вопросов, к нам подойдут с утра (стоять мы собрались прямо на мысу). Отгребаем, и вперед. Обелиск воинам, погибшим при взятии мыса, это уже сам мыс, вот он. Немного екнуло в груди, напряглись мышцы, подгребаю и прохожу траверз. Вот она, самая южная оконечность Сахалина! Через 45 секунд за мной проходит двойка Емич с Юлькой. Второй раз в этом году мы с Сашкой пересекли условную границу между акваторией Японского и Охотского морей. Первый раз это случилось, когда мы вошли в пролив Невельского, теперь проходим пролив Лаперуза.



Радость конечно большая. Особенно у нас с Емичем. Ведь только что мы завершили проект, который длился целых 5 лет – обогнули на каяках все крайние точки острова. Возможно – первые, кто это сделал в принципе и сделали это абсолютно в идентичном графике

м. Елизаветы (север),18 августа 2008 г.
м. Терпения (восток),15 августа 2009 г.
м. Лах (запад), 14 июля 2013 г.
м. Крильон (юг), 7 сентября 2013 г.

Наши компаньоны в не менее радужном состоянии. Особенно приятно смотреть на Юльку – она в буквальном смысле светится. Андрюха – в потрясающем настроении, напоминает довольного льва. Миша примерно такой же. Фотаемся, пьем шампанское, и приступаем к дальнейшей культурной программе.



Наша задача – найти так называемую «макаровскую марку», ну или то, что от нее осталось. История марки такая: в 1895 году знаменитый адмирал Макаров побывал на мысе Крильон, где, по его распоряжению был установлен реппер, измерительный пункт приливов и отливов. На скалах была выбита надпись «Въковая Марка». К нашему времени, от надписи осталось только слово «марка», именно ее мы и ищем. Пройдя «голову» полуострова, наконец, находим. Снимать сложно, но вроде получается. Часть надписи, заросшей мхами - на месте. Вот так, прямо здесь, проходит срез истории, в которой с современностью соприкасается дух первооткрывателей и исследователей Дальнего Востока России. Мне кажется, что я вновь проникаюсь этим самым духом, примерно также, как когда мы посещали Николаевск и место посадки экипажа Чкалова на о. Чкалова - двумя месяцами раньше.



День на исходе, и солнце зависает над самым горизонтом. И тут, в течение 10 минут, случается один из самых грандиознейших закатов, который я когда-либо видел. Нет, конечно, закатами, меня, выросшего на западном побережье, особо не удивишь. Но обычно закат наблюдаешь либо с суши, либо с волнующегося моря, и краски и вся красота, как бы, сверху. Но сегодня, мы на воде, фактически в воде, абсолютно спокойной, напоминающей зеркало. И мы, практически часть этого зеркала, полностью погружены в это буйство багрянца, синевы, золота и пурпура! Фотография не передаст всей полноты, но все же…



После заката причаливаем в сумерках. Прыгаем на берег, и собираем палатки уже в темноте. Также в темноте зажигаем костер, сидим. Сказать, что настроение у всех хорошее, ничего не сказать. Обсуждаем планы на завтра – полудневка, чтобы походить, посмотреть мыс и прилегающие к нему районы. А посмотреть здесь есть что. За день пройдено 30.5 км, юго-западный ветер 3-4 м/c, с утра волна до 50 см, вечером полный штиль.

День 2, «Кладезь аватарок», 8 сентября 2013 года

С утра нас будит яркое-яркое солнце. Безоблачное небо, полный штиль. Выскакиваем наружу около 9 утра, все бодрые свежие. Первое, на что обращаем внимание: на горизонте – силуэт вулкана Рисири. Хоть и не очень теплая вода (где-то +14), с Визирем решаем искупаться «с видом на Японию». Готовим завтрак, решаем, что нужно собраться, и быть готовым к старту, но прежде всего, максимизировать культурную программу. Поэтому идем наверх, осматривать японский укрепрайон.



К нему можно пройти по дороге, которая идет прямо с пляжа и потом от мыса наверх на холм. Пока идем, рассматриваем окрестности. Видимость просто потрясающая. На юго-западе видно острова Рисири, Ребун. Южнее раскинулся Хоккайдо. На северо-западе просматривается о. Монерон, и, наконец, что самое потрясающее на востоке – видно очертание горы Крузенштерна на Тонино-анивском полуострове. До нее – больше 100 км! Море по-прежнему зеркало, со всех сторон. Только в районе самого мыса наблюдается небольшая рябь. Предполагаю, что это отливное течение, уносящееся в юго-восточном направлении из Японского в Охотское море. Говорю Сашке: «Вот щас бы вышли, и через 8 часов были бы в Японии…» Он кивает, но увы, наше законодательство такого не позволяет.



Поднимаемся на холм, и начинаем осматривать бункера. Тут их много, в разных точках. Посещаем командный пункт, несколько дотов. Ниже лежит ствол огромного орудия, которое, по всей видимости, было способно простреливать значительную часть пролива южнее. Поражает качество японского бетона. Минимум трещин, сохранились надписи, даже краска. Строили японцы, однозначно на века.



Кстати, надо отметить, что перемещаться по территории укреп района надо очень осторожно. Потому, что здесь очень много заросших, абсолютно ничем не отмеченных отверстий и люков, ведущих в бункера. В одном месте я чуть было не провалился в такое отверстие. И потом выяснилось, что он был около 3 метров глубиной, и внизу лежала очень неприятная арматура. Настоящая ловушка, упадешь, и никто тебя не найдет.



Встретили некого господина на 80ке, который привез сюда 2 японцев, на экскурсию. Пообщаться не получилось, господин особой вежливостью не отличался. Иногда, к сожалению, такое отношение приходится наблюдать, когда в качестве «дикаря» сталкиваешься с «коммерческой» группой. Спишем это на местные особенности, люди застряли в 90х, и в принципе не особо понимают, что любой человек, может быть потенциальным клиентом, а также может косвенно сделать им рекламу… Мне кажется, что неразвитость сахалинского коммерческого экотуризма частично связана именно с таким отношением «операторов».



Но вернемся к более приятному. Посмотрев верхнюю часть укрепрайона, спускаемся вниз, на запад. Тут находилась инфраструктура поддержки – стояли казармы, гаражи. Осталось от них совсем немного, наиболее выделяется, ряд бетонных умывальников, а также длинный туннель-гараж.



Спускаемся вниз, мы с Юлькой впереди, парни чуть за нами, и быстро делаем обед, а затем уходим. Впереди у нас довольно-таки длинных путь – нужно дойти до мыса Замираилова Голова, и где-то там найти ночлег, а это добрых 20 км. На дворе около 1400. Вышли оперативно, т.к. были собраны, и идем за мыс. Жара и безветрие, просто курорт какой-то. На самом деле, не зря говорят, на Крильон на Сахалине осень приходит в последнюю очередь.

продолжение тут

вернуться на главную

Хостинг от uCoz